Извоз перемен

Участники рынка и их контролеры о маршруте движения такси  

На следующей неделе в областной администрации представители власти, бизнеса и контролирующих структур на совместном совещании подведут итоги почти года работы областного Закона «О такси». Собравшимся явно будет о чем поговорить и поспорить: для таксофирм Томска год выдался непростым, как подтверждение – перераспределение рыночных долей. При этом перевозчики говорят, что ряд недавно принятых федеральных нормативных актов с новой силой встряхнут рынок.

В преддверии совещания «ТН» провели круглый стол, посвященный работе такси.

 

Положительная динамика

Андрей Павлов:

– Областной Закон «О такси» вступил в силу 15 мая 2010 года. И положительная динамика очевидна. Эта сфера деятельности на местном уровне ранее никак не регламентировалась, поэтому во многом не было конструктивного диалога между властью и бизнесом. Закон его спровоцировал. Пробелов, конечно, еще достаточно, но теперь компромиссы ищем сообща: перевозчики, контролирующие службы, власть. Закон шлифует рынок, делая его более цивилизованным. Представителями таксобизнеса создано две саморегулирующие организации, каждая из которых объединила по два крупнейших в Томске парка: проблемы у них общие, ищут пути решения. И такого взаимопонимания тоже раньше не было, компании существовали разрозненно.

Михаил Дуткин:

– Контакт привел к активному обмену информацией. Например, созданы так называемые черные списки водителей (часто попадают в ДТП, выпивают, употребляют наркотики, задолжали автопарку, где ранее работали) и диспетчеров (некорректны с пассажирами, нарушают микроклимат коллектива, не передают выгодный заказ в эфир, а отдают «своему» водителю). Это, естественно, повысило требования к персоналу, непосредственно контактирующему с пассажирами.

Иван Бубеннов:

– Компании стали более внимательны и к техническому состоянию транспорта. Как следствие, у контролирующих служб, в частности у нас, претензий к организаторам перевозок стало меньше. Например, аварийность сократилась на 10%.

Владимир Романов:

– А в «Русском такси» открыли линию, доступную для всех желающих перевозчиков: к услугам водителей яма, механик, медик. Цель – чтобы водитель вышел на дорогу трезвым, не в пограничном состоянии и отправился за пассажирами на безопасном автомобиле.

Забуксовали на бордюре

Константин Дорохов:

– При разработке закона власть неоднократно заявляла: армия бордюрщиков поредеет. Не произошло. Нелегалы пересидели какое-то время и вновь вышли на дорогу многочисленной и уверенной в безнаказанности массой. В итоге законопослушные компании постоянно проверяют, и мы подтягиваемся, а к нелегалам никаких претензий, и им выгодно оставаться в тени.

Иван Бубеннов:

– Проблема есть. Закон оттачивает работу таксофирм, а с бордюрщиками бороться проблематично. Да, проводим совместные рейды с ГИБДД (составляют протоколы за нарушения ПДД), налоговой (протоколы за незаконное предпринимательство), автодорожный надзор наказывает за нарушение правил перевозки. Но рейды не так часты, чтобы бордюрщики устали, а увеличить количество ревизий сложно – у каждой из контролирующих служб есть и другие задачи.

Андрей Павлов:

– И еще: существующими штрафами нелегалов с дорог не убрать. К примеру, на остановке напротив ГИБДД, где стоянка запрещена, часто дежурят частники, не являющиеся предпринимателями. А штраф за остановку в неположенном месте – 100 руб­лей. То есть бордюрщики осознанно идут на нарушение. Но ожидается, что будут приняты изменения в КоАП, и сумма штрафа возрастет до 800 рублей. И это уже будет другой разговор: пару раз ударят нарушителя по карману, и он задумается.

Иван Бубеннов:

– Вообще, только контрольно-надзорными мерами рынок такси цивилизованным не сделать.

Стоянки без движения

Владимир Романов:

– Большие проблемы с инфраструктурой, а ведь ее создание является непременным условием достижения конечной цели Закона « О такси» – сделать рынок прозрачным и цивилизованным. Где обещанные официальные стоянки такси? Ведь если площадки будут заняты законными перевозчиками, а появиться они должны на хлебных местах, которые оккупированы бордюрщиками, то тем, кто вне закона, придется уйти с рынка. Ведем переговоры с департаментом городского хозяйства, но, насколько понимаю, денег в бюджете на эти цели нет. В общем, мы предложили список из 60 площадок, а весь результат пока – пытаемся добиться согласования трех.

Иван Бубеннов:

– Норматив, кстати, минимум две стоянки на 1 кв. км, максимум – 10. Инфраструктура – обязанность городской власти. За зиму уже можно было сформировать участки: стоянка – это прежде всего четкие границы и уже потом асфальтирование, ограждение и знак. Круглогодично можно работать и по стихийно сформированным стоянкам. К примеру, возьмем площадку у Дворца спорта, около которого раньше дежурили такси: владельцы земли выдворили перевозчиков, которые переместились прямо на остановку. А ведь мэрия могла бы договориться с собственниками участка и вернуть извозчиков на площадь.

Михаил Дуткин:

– Причем не нужно вопрос организации стоянок такси сводить только к бюджету, в котором всегда нет денег. Бизнес тоже готов вложиться в создание стоянок. Разумеется, коммерчески выгодных и на условиях их закрепления за фирмами – тогда и обустроим, и обслуживать будем за свой счет.

Константин Дорохов:

– Причем стоянки – прежде всего в интересах мэрии, а не перевозчиков. Мы ведь по-прежнему можем работать по заказам, без простоя. А интерес городской власти в том, что можно подготовить стоянки за счет бизнеса и тем самым одновременно вывести часть рынка из тени, то есть повысить налогооблагаемую базу.

Будьте взаимно вежливы

Иван Бубеннов:

– Закон регламентировал взаимоотношения перевозчиков и контролирующих служб, а вот отношения водителя и пассажира – нет. Может ли пассажир потребовать, чтобы таксист убавил звук, не курил, помог поставить сумки в багажник, не подсаживал других попутчиков? Без ответов на эти вопросы невозможно повысить уровень обслуживания. Поэтому нужен следующий шаг – положение о правах и обязанностях водителей и пассажиров.

Михаил Дуткин:

– Да, документ нужен – для повышения уровня обслуживания. По собственному опыту знаю: перевоспитывать водителей сложно, ведь многие из них – заложники менталитета 1990-х. Поскольку наша клиентская база отличается от основных участников рынка, мы начали жестко требовать с водителей больше года назад. В числе обязанностей не только довезти пассажира с комфортом, но и, например, внешний вид: никакой спортивной одежды, сандалий на босу ногу, музыку предложить, женщине двери открыть…

Иван Бубеннов:

– Во многих регионах такое положение разработала местная власть…

Владимир Романов:

– В Томске постараемся обойтись собственными силами, а то городу поручим и опять застрянем. Для сбора информации мы запустили горячую линию на тему качества обслуживания. Жалоб поступает немало: хамство, превышение скорости, техническое состояние машин. Убежден: чем быстрее потребители услуг начнут требовать, тем быстрее фирмы постараются удовлетворять запросы, ведь бизнес не хочет терять свою долю рынка. Кстати, сейчас мы ведем переговоры с управлением начального профессионального образования по вопросу подготовки водителей такси.

Задушить в объятиях

Владимир Романов:

– Сейчас федеральное законодательство подкинуло две новые и глобальные проблемы. Первая – ГЛОНАСС. Навигаторы должны появиться во всех автомобилях таксомоторного парка с января 2012 года. Это будет серьезный удар: большая часть водителей работают в такси на своих машинах, и как работодателям убедить владельцев транспорта потратить минимум 30 тысяч на установку навигатора? При этом государство определило одну компанию, которая будет решать, какое оборудование устанавливать. Тем самым нас лишают возможности искать навигатор в конкурентной среде и по более низким расценкам. В общем, прогнозируем серьезный отток водителей. И это при том, что окажись сейчас 500 свободных рук, с радостью бы всех трудоустроили. Заказов хватает, зачастую таксофирмы не успевают их обслуживать и, чтобы не потерять клиента, передают вызовы конкурентам.

Вторая проблема – эхо теракта в Домодедове. В целях обеспечения транспортной безопасности государство приняло несколько нормативных актов, согласно которым все транспортные предприятия должны быть внесены в единый реестр, но для этого все должны провести оценку уязвимости каждой (!) транспортной единицы.

Иван Бубеннов:

– Заметьте – на коммерческой основе, то есть затраты существенные.

Владимир Романов:

– И опять же, если транспорт – собственность предприятия, то это затраты компании. А если, как в нашей среде, доминирует привлеченный? Это же очевидно, что автовладелец-таксист не пойдет на такие траты. (Разные эксперты называли нам примерно одни и те же цифры: в целом – на навигацию и оценку уязвимости – на одну машину уйдет 40–50 тыс. рублей. – Прим. ред.) Не знаю, есть ли смысл в такого рода транспортной безопасности. Или она затеяна в интересах неких коммерческих структур. Но в любом случае бизнесу эти новации аукнутся серьезными проблемами. И потому, видимо, рост тарифа не заставит себя долго ждать.

 

Телефон горячей линии, по которому можно пожаловаться на качество услуг такси,

93-77-00 (по будням с 14 до 18 часов).

 

Михаил Дуткин: «Сегодня хлебные площадки заняты в подавляющем большинстве незаконными перевозчиками. К примеру, мы пытались «прописаться» у одного из ночных клубов, но к водителям подошли некие люди и попросили уехать, пояснив, что иначе клиентов им придется ждать очень долго. То есть при распределении стоянок такси власть должна помнить о существующем криминальном обременении – его нужно снимать».

 

Только цифры

В Томске порядка 50 таксофирм, представляющих почти 100 брендов. В легальном бизнесе задействовано 3 тысячи водителей, по оценке участников рынка, примерно столько же работает в теневом секторе.

По данным ГИБДД за 2010 год сотрудники привлекли к административной ответственности порядка 20 тысяч таксистов. За первый квартал 2011 года – порядка 2 тысяч.

 

Большая часть вопросов, которые прозвучали в ходе круглого стола, как и ожидалось, была адресована городской администрации.

Увы, но глава департамента городского хозяйства Вячеслав Черноус, чье ведомство отвечает за организацию пассажироперевозок (и такси в том числе), в последний момент отказался от участия в круглом столе и поспешил в прокуратуру.

Со слов Черноуса, представителем департамента на встрече должен был стать начальник городского комитета по транспорту Николай Клокотин, но его срочно «вызвали в «Белый дом».

Еще один чиновник того же департамента до «ТН» не доехал «в связи с предстоящим приездом премьера Путина».

Как это было:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − девять =