Пробить стену

Ведущий российский эксперт по внешнеэкономической деятельности Петр Травинский – о сложностях внешней торговли

 Семинары для компаний, занимающихся экспортом, провел 14–15 марта в Томской торгово-промышленной палате эксперт Петр Травинский. Так что пока московская делегация во главе с премь­ером Владимиром Путиным в ТВЗ обсуждала с томичами вопрос, как производить продукцию мирового уровня, в Томской ТПП специалисты рассуждали о проблемах ее вывода на зарубежные рынки.

Китайское «да»

Большинство участников семинара уже имеют опыт торговли со странами ближнего и дальнего зарубежья, но на вопрос московского гостя: «Кто работал с Китаем?» – в зале поднялась всего одна рука. И этому есть объяснение. По мнению Петра Травинского, с восточными странами (Китаем, Кореей, Вьетнамом) работать сложнее, чем с Америкой или Европой.

– В Европе и Америке бизнес очень цивилизованный, в Китае столкнетесь с такой же ситуацией, что и у нас, – рассказывает Петр Травинский. – Это специфическая страна, там миллионы компаний. Политика Китая – экспансия, а основная стратегия – всяческая поддержка экспорта. Выиграть арбитраж на их территории невозможно, Китай всегда прав.

Восточные страны обладают особым менталитетом, рассказывает Травинский. У них не принято на деловых переговорах говорить «нет». Китайцы не откажутся выполнить поставленную задачу, сказав, что это невозможно. Убаю­канные обещаниями о том, что все будет сделано в лучшем виде, вдохновленные россияне спешно заключают контракты. А потом на вопрос: «Почему не выполняются договоры?» – жители восточных стран парируют: «Как можно уважаемого человека обидеть отказом? Мы старались сделать все возможное, но не получилось…»

– С Китаем сделки сложнее еще и потому, что в отличие от России, где внешнеэкономическая деятельность уведомительная (продал – отчитался), в Китае она носит разрешительный характер: заниматься экспортом там могут лишь компании, имеющие соответствующую лицензию. Нередки случаи, когда купленный в Поднебесной товар приходится вывозить через подставные фирмы и вследствие нести дополнительные затраты.

В Китае, да и в других зарубежных странах, готовы продавать продукцию в Россию зачастую только по предоплате. В то же время при покупке российской продукции ситуация складывается с точностью до наоборот: сначала иностранцы получают товар, затем рассчитываются.

– Проблем в торговле с зарубежными странами масса. Поэтому, прежде чем заключать сделку, нужно провести сбор информации – не только о стране, ее законах и правилах торговли, но и о компании, с которой собираетесь иметь дело, – советует Травинский.

Тревожная динамика

Чтобы четко понимать частные вопросы, необходимо хорошо разбираться в тенденциях мирового рынка, подчеркивает эксперт. У Петра Травинского 30-летний опыт во внешней торговле – он работал в этой системе еще при СССР. Последние пять лет активно проводит семинары, преподает в Академии народного хозяйства и Академии госслужбы.

На семинаре эксперт озвучил тревожные цифры. По данным 2010 года, во внешнеэкономическом обороте России доля экспорта составила 63%, а импорта – 37%. Но львиную долю экспорта сегодня составляют ресурсы ТЭК (нефть, газ, уголь), а поставки машин и оборудования составляют лишь 5%, и то в страны СНГ, где запросы пока не так высоки.

Не менее тревожная динамика касается импорта: из всего объема ввозимой продукции 44% – машины и оборудование, 18% – пищевые продукты.

– Давно принята стратегия продовольственной безопасности, согласно которой доля импортной продовольственной продукции в России не должна превышать 25%. На деле эта доля составляет 48%, мы уже находимся в зоне продовольственной зависимости!

Другая цифра: 53% доходной части бюджета России сегодня формируются из поступлений Федеральной таможенной службы и лишь 38% – из налоговой. А еще в начале 2000-х таможенная служба приносила в бюджет лишь 10–15%.

– Тенденция не очень хорошая, – говорит Петр Травинский. – Получается, благосостояние государства зависит исключительно от того, насколько много мы купим или продадим и заплатим таможенных платежей. В США доля таможенных платежей всего 1%, в Европе 3–4%, у нас 53%!

Мировые тенденции

Продолжать оставаться сырьевым придатком опасно. Мировые тенденции иные: энергосбережение и развитие высоких технологий. К сожалению, создать уникальный продукт в России по-прежнему очень сложно.

– По многим направлениям мы отстали безнадежно. Сегодня у нас потеряны целые отрасли, выживаем на остатках старых разработок… Задача компаний – понять мировые запросы.

Впрочем, сложность для российских компаний состоит не только в производстве хорошего товара, но и в тернистых путях проникновения на мировой рынок. Продвижению товаров в стране уделялось недостаточно внимания. Что более важно для россиян – произвести или продать?

– Мы не знаем, как работать, – это главное. Страна, ориентированная на импорт, с очень узкой группой сырьевиков по экспорту. Компании, которые производят другие продукты, в своем большинстве находились вне поддержки государства, каждый пробивался как мог, – говорит эксперт. – Сколково, ТВЗ – хорошее дело, но и там пока достаточно сложные процедуры согласований, так что даже те компании, которые имеют что продать, вынуждены преодолевать барьеры. Государство должно повернуться лицом к высокотехнологичному бизнесу, и не выборочно, а в целом.

Сеть в помощь

К счастью, подвижки в этом направлении есть. В конце 2010 года в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, реализуемых регионами совместно с Минэкономразвития России, создаются региональные центры поддержки экспорта (у нас – на базе Томской ТПП), малые и средние экспортно ориентированные предприятия получают частичное субсидирование затрат на продвижение продукции на зарубежные рынки, начал действовать российский портал внешнеэкономической деятельности с участием бизнеса www.ved.gov.ru.

– Российским экспортерам сегодня непонятен механизм выхода на международные рынки, мы постарались дать максимальную информацию об этом, – поясняет Петр Травинский, который был приглашен для разработки портала в качестве эксперта, – и все это – впервые – на русском языке.

Томская область стала одним из первых регионов России, в котором при поддержке областных властей начато создание регионального центра поддержки экспорта. В Томске он создается на базе торгово-промышленной палаты. Центр призван обеспечить координацию действий в регионе по созданию единого информационного и консультационного пространства поддержки экспортно ориентированных предприятий и организаций .

Сотрудники центра будут консультировать предприятия по оформлению требуемых документов для международной сертификации, лицензирования, по получению субсидий для продвижения продукции предприятия на экспорт, организовывать деловые миссии малых и средних предприятий за рубеж и в другие регионы России, оказывать информационную поддержку предприятиям, а также проводить повышение квалификации в сфере внешнеэкономической деятельности их сотрудникам.

 

отзыв

Анна Алексейкина, начальник отдела сбыта ООО «Сибирская электротехническая компания»:

– Наша компания поставляет за рубеж электрические двигатели. Раньше продавали в Египет, Венгрию, сейчас больше в страны СНГ – Казахстан, Белоруссию, Украину, Киргизию. На семинаре нам объяснили новые толкования терминов «Инкотермс 2010» (базисные условия работы поставщиков и покупателей), которые пока невозможно нигде найти, даже в Интернете. Также мы получили практические советы о том, как подстраховать себя в случае задержки выполнения обязательств со стороны агента. Теперь будем грамотнее подходить к делу. В целом семинар был высокого уровня, вся информация была интересной и полезной, особенно юридическая.

 

Петр Травинский:

– Самостоятельно выйти на мировой рынок сложно: весь мир защищает своих производителей. Проще и зачастую правильнее сделать это путем интеграции с иностранным партнером, создания совместного предприятия. Компаньон работает в данном сегменте и знает, как продвинуть на рынок тот или иной продукт. Но пока иностранные компании смотрят на россиян свысока и не готовы давать равные права. Надо не бояться отдавать иностранным партнерам приоритет, хотя полагаться целиком и полностью на их умы и решения тоже не стоит. На первых порах есть смысл прислушиваться и учиться, но постепенно шаг за шагом реализовывать свою позицию. И вот когда достигнуты определенные результаты, можно принимать равноценные решения. Мы ведь долго запрягаем, но быстро едем…

 

будет

Аркадий Эскин, президент Томской торгово-промышленной палаты:

– В апреле при поддержке Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области мы готовим поездку преставителей томских малых и средних предприятий в Венесуэлу и Бразилию. Наши консультации с различными экспертами в Москве подтвердили, что выбор направлений сделан правильный. В этих странах сегодня есть бизнес, готовый воспринять продукцию, произведенную на Томской земле. Это пример того, как можно через анализ рынков и различных документов найти нишу для своей продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 5 =