Стратегия самостоятельности

Сергей Ильиных: «Думе города Томска пока не хватает запаса хороших правил, ставших традицией»

Стратегия сокращения муниципального долга, стоимость освоения Левобережья, что значит не быть «департаментом мэрии», как повысить зарплату воспитателям — в гостях у «ТН» председатель Думы города Томска и председатель Томского регионального Политсовета ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Ильиных.

Долговой план

— Сергей Евгеньевич, такое чувство, что ситуация с размером муниципального долга очень сильно беспокоит городских депутатов. Какова ситуация, какие меры предлагают депутаты?

— Думаю, пока депутатский корпус недостаточно озабочен этим вопросом: общая тенденция во время работы согласительной комиссии – невысокая инициатива при разговоре о повышении доходов и очень бурный диалог о расходах. Поэтому попытки ряда депутатов обсудить вопрос о долге мною всячески поддерживаются. Мы попросили администрацию изложить стратегию по муниципальному долгу, и в феврале заместитель мэра Анатолий Абрамов на одном из комитетов предоставил подробную информацию по этому вопросу. И получил много критических замечаний. Суть их в том, что от правильной теории надо переходить к реальной программе: подготовить юридически обязывающие решения. Опыт такой есть: например, в свое время областная Дума приняла решение о принятии бездефицитных бюджетов и стратегии сокращения госдолга. То есть сегодня городские депутаты хотят видеть план мероприятий, который можно контролировать, по повышению эффективности бюджетных расходов, увеличению доходной базы.

— Сумма долга?

— 1,642 млн. рублей. 39 процентов от уровня собственных доходов. Но дело не в сумме: если город занимает для того, чтобы создать условия для роста доходов, то это правильно. Дело в том, что следует точно, с указанием ожидаемых показателей, сформулировать стратегию в отношении муниципального долга. Что бы мы знали коридор возможностей.

— Срок подготовки программы установлен?

— Очередное заседание комитета по бюджету, экономике и собственности – третья неделя марта.

Отложить ремонт нельзя

— Сможет мэрия найти 78 млн. рублей на повышение зарплаты воспитателям?

— А других вариантов нет. Ведь проблема даже не в том, что в новые детсады трудно найти специалистов, а в том, чтобы сохранить опытных сотрудников: педагогов, воспитателей — в муниципальных учреждениях дошкольного образования. Это тот случай, как если бы в вашем доме система отопления вышла из строя – нельзя отложить ремонт на завтра.

— Почему же тогда говорится, что решение будет принято «уже в этом году»? Год только начался.

— Согласен. Механизм надо запускать как можно скорее. Мы попросили мэрию внести предложения: результат будем слушать опять же на комитете по бюджету в марте. И, кстати, 78 млн. не понадобиться. Это расчетная цифра на год. И область поддержку оказала – порядка 22 млн. заложено в бюджете на повышение зарплат.

Томск-Москва-село

— В прежние годы очень бурно дебатировалась тема справедливых-несправедливых бюджетных отношений города и области, а сейчас – тихо все…

— Предмет остался, а подходы, безусловно, изменились: я представляю не только гордуму, но и партию, имеющую большинство и в областном парламенте. Да, Томск имеет низкую бюджетную обеспеченность – меньше ряда городов, которые все привыкли в пример приводить. Но и уровень бюджетной обеспеченности Томской области ниже среднего по стране. Это связано с тем, что система распределения налогов поставила область в невыгодное положение по сравнению с регионами, где структура экономики иная. Например, НДПИ на нефть и газ полностью идет в федеральный бюджет, и регионы, которые имеют общераспространенные полезные ископаемые, оказались в более выгодной ситуация. Сегодня из 85 млрд. рублей, собираемых на территории области, остается порядка 29-30. Мало. И это приоритетная задача губернатора для диалога с Федерацией. Подчеркиваю: Кресс не просит дать что-то Томской области, он предлагает принять системное решение по устранению определенных дефектов в распределении налогов.

— Но то, что есть, честно делится?

— Вполне. Хотя для Томска в меньшей степени. Но я, зная сложную ситуацию в районах, считаю, что не имеем морального права требовать больше.

Прозрачность и качество

— В интернете прошла информация, что Томск купил троллейбусы по цене двое дороже той, сколько они стоят в Санкт-Петербурге у тех же производителей. Работа для комиссии по противодействию коррупции?

— Осторожнее с оценками. Покупка в рассрочку всегда дороже. И, условно говоря, то, за что вы платите сегодня, через 10 лет будет стоить вдвое дороже. И очень важны все условия закупки. Для примера: депутат Деев инициировал разбирательство того, за какие деньги были куплены аппараты искусственной вентиляции легких во время эпидемии гриппа в горбольницу №3, и пришел к выводу, что куплены они с завышением стоимости. Я как заместитель губернатора руководил этим процессом и говорю: мы готовы были купить с завышением еще большим – не было просто аппаратов! У мэрии не такой форс-мажор был, но тоже сложная ситуация. Но акцент на стоимости лизинга сделан, и мэрия обещает нам провести перекредитовку под более низкий процент – рассматривается варианты выкупа договора лизинга.

Комиссия по противодействию… Нет у Думы полномочий по пресечению коррупции. Это компетенция соответствующих органов. Я не вижу препятствий для разбирательств по любым вопросам на комитетах, но поступил по принципу: не можешь чему-то противостоять – возглавь это. Не хочу, чтобы у некоторых людей были предметы для спекуляции. А в функции комиссии мы, по сути, одно написали — работа с обращениями граждан, анализ информации СМИ, общественных объединений и принятие мер по ликвидации условий для возможных коррупционных проявлений.

— По известному ФЗ№ 94 мэрия должна выбирать подрядчика, который будет заниматься благоустройством, на аукционе. Но мэрия принимает решение создать автономное учреждение, сделать ему муниципальный заказ, и это учреждение будет выбирать подрядчиков…

— И ряд депутатов возражали, настаивая на прямых аукционах. Но я был на стороне мэрии. Да, 94-й ФЗ спас бюджеты ряда территорий от разворовывания, но нанес серьезный удар по системе закупок в нормальных регионах. Крылатыми стали выражения о победителях, имеющих только ручку и блокнот и не могущих выполнить обязательства – в силу полной некомпетентности или нечистоплотности намерений. И администрация правильно поставила вопрос: кто ответит за то, что часть средств будет заморожена в фирмах, которые не смогут выполнить обязательства? Да, наступает некое противоречие с прозрачностью процедуры отбора, но мы получаем возможность подобрать хороших подрядчиков. И мы нашли компромиссное решение – создана комиссия с участием депутатов, которая будет контролировать процесс.

Не быть придатком

— Откликнутся ли депутаты, и как быстро, на Ваш призыв «не быть придатком мэрии», а самостоятельно предлагать конкретные «рецепты» решения проблем?

— Если честно, думаю, не быстро. Но я специально обострил ситуацию. Потому что многие депутаты, на мой взгляд, неверно поняли изначально прозвучавший призыв не быть «департаментом мэрии». Поняли так, что нужно критиковать мэрию по поводу и без повода. Поэтому я на последнем собрании и постарался конкретизировать мое понятие самостоятельности – инициатива в разработке полезных, ключевых решений. Хочу, чтобы депутаты смогли реализоваться по-настоящему. Но главное в том, что Дума в равной с администрацией мере отвечает за все вопросы жизни города.

— У депутатов ресурсов для выполнения задачи по сравнению с мэрией мало.

— Во-первых, можно грамотно ставить мэрии задачу, предварительно изучив варианты решения. Во-вторых, часто не надо изобретать велосипед. Губернатор на каждом аппаратном озвучивает интересные региональные проекты – часто готовые варианты решений. Мы сейчас делаем то же самое – анализ лучшей практики органов муниципальной власти в регионе, в Сибири, в других городах России. Многое при желании можно эффективно применить в Томске.

— Как зам. губернатора вы работали с областной Думой и видели думскую кухню. Можете сравнить с городской думой?

— Считаю, гордуме не хватает запаса хороших правил, ставших традицией. И мы сейчас, используя большинство фракции «Единая Россия», стараемся их наработать. Например, в прошлый созыв депутаты могли быть членами какого угодно количества комитетов. Считаю, это приводило к размыванию ответственности – все за все «отвечали». Сегодня же, когда депутат член конкретного комитета, зона ответственности понятна. При этом подчеркну: я такой же депутат как и остальные, и не руковожу Думой, а организую ее работу по поручению своих коллег.

— А как себя ощущают молодежный мэр, молодежный совет? Что-то их не видно.

— Молодежный мэр Максим Лучшев, мне кажется, удачное приобретение для дискуссий в Думе – за словом в карман не лезет, активен, быстр на выводы.

Молодежный совет – как мы и предполагали, сегодня учится принятию коллективных решений. Был на третьем собрании, где обсуждалась проблема молодежной площадки в Лагерном саду. Его организация отличается как небо от земли по сравнению от организации первого собранием. Сущностный результат пока – ноль. Но никто же и не ожидал, что они сегодня же дадут готовые рецепты работы с молодежью. Главное: мы хотим дать им возможность почувствовать себя в роли тех, кого молодежь так легко критикует – властей, принимающих решения. И ближе к лету постараемся сделать и молодежного мэра и Совет публичными – пусть рассказывают о результатах.

Все активы проблемных компаний

— Уже всем ясно, насколько велика проблема в долевом строительстве. Чем городская Дума может этим людям помочь?

— Сначала о действиях власти вообще. Здесь такой замкнутый круг получается. С одной стороны, представители власти не могут публично рассказать о всей своей деятельности, направленной на то, чтобы… скажем так, чтобы все активы проблемных компаний были направлены на выполнение обязательств перед дольщиками. А это большая работа. И СМИ и дольщикам из-за недостатка информации непросто делать объективные выводы. Начинаются подозрения, что власти намеренно успокаивают, а на самом деле просто тянут время. Поверьте – это не позиция губернатора. Срок решения проблемы Федерация поставила – конец 2012 года, и задача будет выполнена.

А городская Дума тоже кое-что может сделать. Например, строители вновь вышли с предложением об отмене повышающих коэффициентов аренды земли при окончании срока строительства. В прошлом году без разговоров решение было принято – мол, кризис же. Сейчас мы этот проект сняли с повестки последнего собрания Думы. Предложение депутатов таково: сначала дайте нам информацию на все земельные участки под строительство, с наименованием фирм, со стадией строительства. Логика простая: стоят 7 этажей из 9, компания и власти ищут варианты достройки – можно не только коэффициент отменить, но и на год-два дать отсрочку по оплате аренды. Но совершенно другой случай, когда кто-то получил площадку, ничего не строит и просит льготную аренду. В этом случае надо вообще забирать землю (в пять раз, например, коэффициент аренды повысить) и отдавать ее компаниям, которые могут строить.

— А если тот, у кого решите отобрать, с дольщиков деньги собрал?

— Он же все равно не строит. И задачу надо ставить так – пусть другой достроит. Вообще, хочу сказать, что проблемные компании – разные. Дольщики одних компаний действительно из-за кризиса попали в сложное положение. А есть фирмы, не буду называть, руководители которых финансовые пирамиды строили, а сейчас кризисом маскируются. Например, руководителю одной такой компании власть делает предложение: твой замороженный дом другая фирма достроит, но взамен ты этой же фирме передашь свое разрешение на строительство еще по ряду адресов. Отказался! Работаем…

Просчитать будущее

— Как относитесь к заявлениям о, например, концепции строительства кампуса на берегу Томи? На фоне того, что 12 тысяч не можем воспитателю заплатить. Формирование альтернативной реальности?

— Нет. Город просто не имеет право не заглядывать на 50 лет вперед. Потому что это заканчивается узкими улицами, большими пробками, изуродованным архитектурным обликом. Перспективный план развития города очень важен: нельзя сформулировать стратегию, если не понимаешь конечного состояния. Я так понимаю, что сейчас мы плавно переходим к теме левобережья?

— Да. Строительство дороги в этом году будет продолжено?

— Возможно…

— То есть закопали 600 миллионов? И еще по вашей реакции на январский доклад главного архитектора Томска о перспективах развития Левобережья стало понятно, что экономически ничего не просчитано.

— Да, детальной стоимости всех вложений и прогноза отдачи от них пока действительно нет. Коренев действительно пока не может сказать, сколько будут стоить коммуникации – электро и водоснабжение, канализирование, подъезды. Не может сказать, сколько участков под малоэтажное строительство и тем более по какой цене город сможет продать. Поэтому ни депутаты, ни мэрия сегодня не могут доказательно объяснить горожанам, что именно они получат. А люди, конечно, должны это знать. Но к главному архитектору нет претензий – он поступательно работает. Почему телегу впереди лошади оказалась? Ответ прост: Федерация предложила условия, от которых сложно было отказаться. Но вложенные в дорогу деньги все же не закопаны – строительство будет продолжено. Ведь эта дорога – непременная часть транспортного каркаса не для Левобережья, а для всего города без исключения.

Мэрии дан срок к 1 октября просчитать всю экономическую составляющую. И на экологические вопросы дать ответы. Вот тогда предметно поговорим. Заранее приглашаю всех желающих к разговору – давайте послушаем, поспорим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × два =