Кто заплатит за ЖКХ?

Минэнерго и нефтехимики выступили за поправки в строительное законодательство  

К 2020 году рост российской экономики потребует инвестирования 1 трлн долларов в топливно-энергетический комплекс. Это предположение, сделанное в совместном аналитическом исследовании агентства RPI и крупнейшего нефтехимического холдинга СИБУР, заставляет задуматься о том, как незаметно и неотвратимо наша страна может потерять статус энергетической сверхдержавы.

Считается, что на каждые полученные от нефтяного экспорта 5 рублей в разработку нефтегазовых месторождений и трубопроводную инфраструктуру нужно вложить рубль. Но при сохранении в ближайшие годы сегодняшнего уровня энергоэффективности ЖКХ и транспорта никаких пяти экспортных рублей не будет – вся энергия будет уходить на отопление домов и обеспечение работы инфраструктуры. Согласно результатам исследования, энергоемкость ВВП России превышает среднемировой показатель в 2 раза, а показатель стран ЕС – в 3 раза. Платит и будет платить за это, мягко говоря, не самый богатый по мировым меркам российский налогоплательщик и потребитель. Тарифы на услуги ЖКХ за следующее десятилетие вырастут в несколько раз, если ситуация не начнет меняться.

Чиновники всерьез обеспокоены возможным энергетическим кризисом, тема находится на личном контроле у президента Дмитрия Медведева, о чем он на прошлой неделе еще раз напомнил в Хакасии в ходе заседания Госсовета.

В Министерстве энергетики, где состоялась презентация доклада, считают, что Россия в ближайшие 5 лет может сэкономить в нефтяном эквиваленте не менее 100 млн тонн за счет использования достижений нефтехимии. А в перспективе 10 лет и все 300 млн тонн. По словам директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго Петра Дегтярева, такой результат может быть достигнут за счет полной технологической модернизации промышленности и бытового сектора ЖКХ с помощью полимеров, которыми утепляют до сих пор лишь каждую десятую новостройку, не говоря уже про остальной жилой фонд.

Сегодня застройщики по старинке предпочитают применять для утепления кирпич и железобетон, а коммунальщики по старинке меняют изношенные неэкономичные чугунные трубы на точно такие же. В то время как, например, энергопотери на теплотрассах в России составляют от 25 до 50%. Утечку энергии в трубопроводах возможно снизить до 2% при использовании полипропилена и других пластиков. Литр нефти, потраченный на создание изоляционного пенополистирола, будет сохранять до 75 литров нефти, которые тратились бы на отопление каждый сезон в течение 25 лет.

Однако явное превосходство пластика – устойчивость к коррозии, меньшая токсичность, легкость в установке и более низкая цена – и поощрение его применения в отличие от развитых стран все еще не отражено в соответствующем российском законодательстве. Петр Дегтярев отмечает:

– У нас большинство технических регламентов, ГОСТов, нормативных документов и СНиПов были разработаны 20–30 лет назад.

По разным оценкам, изменить надо от 40 до 400 ГОСТов, ­СанПиНов. Но за 7 лет действия Закона о техническом регулировании, были приняты лишь 11 новых техрегламентов.

Производители полимеров надеются на появление в обозримом будущем не рекомендательных, а обязывающих норм по использованию современных материалов для повышения энергоэффективности в строительстве. В 2010 году по поручению Владимира Путина Минэнерго разработало проект программы по повышению энерго­эффективности российской экономики с акцентом на полимеры. Очевидно, что новое строительство и капитальный ремонт в сфере ЖКХ, скорее всего, значительно увеличат спрос на полимерные материалы, к чему и готовится бизнес.

– К 2015 году, фактически через 5 лет, мы увеличим мощность производства полимеров практически в три раза, в том числе и требующихся для ЖКХ. Это поливинил­хлорид, полистирол, полипропилен, – заявил Сергей Мерзляков, вице-президент СИБУРа. – Считаем, что к этому времени рынок потребления, в том числе со стороны ЖКХ, существенно вырастет, и мы постараемся удовлетворить растущий спрос.

В Минэнерго уже пообещали поддержать законодательные инициативы, которые должны исходить прежде всего от Минрегиона.

 

Справка «ТН»  

Региональная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020 года

Энергоемкость ВВП должна быть снижена к 2020 году на 40% относительно 2007 года.

Программа предусматривает решение четырех масштабных задач: повышение энергоэффективности и сокращение издержек в отраслях экономики, бюджетной сфере и ЖКХ (47 мероприятий); оптимизация процессов и эффективного использования энергоресурсов в ТЭК (15 мероприятий); стимулирование ввода новых энерго­сберегающих производств и модернизация действующих (11 мероприятий); пропаганда энергосберегающего поведения населения (10 мероприятий).

На осуществление всего этого до 2020 года в области планируется потратить 197 млрд рублей: 90 млрд – из федеральных средств, 3 млрд – из областной казны, 2 млрд – из местных бюджетов, внебюджетные средства – 101 млрд.

 

Комментарий эксперта

Борис Мозголин, заместитель губернатора – начальник Департамента экономики администрации Томской области:

– Проблемой повышения энергоэффективности страна занимается с 1996 года. С 2000 года к настоящему моменту количество условного топлива, затрачиваемого на рубль в ВРП, в регионе сократилось на 7%. Областная программа появилась в 2008 году, новая, адаптированная к требованиям ФЗ № 261 была принята осенью 2010 года. Она нацелена на две категории пользователей энергии – население и бюджетный сектор (последний ежегодно должен сокращать объем потребления на 3% в течение 5 лет). Власть должна провести за этот год энергоаудит всех 2,5 тыс. областных и муниципальных учреждений, выявить все проблемные, узкие места и соответствующим образом начать модернизировать хозяйство.

 

Валерий Литвак, профессор ТПУ, заслуженный энергетик России:

– Не надо экономить энергию, ее надо эффективно использовать. Наша энергорасточительность (гораздо большая, чем, скажем, в странах Европы) обусловлена прежде всего объективными факторами – суровыми климатическими условиями. Но нужно и можно обеспечивать население, промышленность, все отрасли экономики эффективными технологиями, которые позволят нам конкурировать с теми же европейцами. Наша продукция станет конкурентоспособной, когда мы реально снизим ее энергетическую составляющую. У нас в Томском политехническом университете много интересных наработок, но их реализация отстает от требований жизни. К сожалению, и позиция бизнеса не всегда учитывает фактор энергоэффективности. Часто предприниматель говорит: «Я плачу по счетчику, что вы ко мне пристаете с этим сбережением, у меня и без вас масса проблем!» И его приходится убеждать, что энергосбережение ему необходимо как раз для повышения конкурентоспособности, для развития его бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =