Экономия или экономика?

Павел Подгорный о рычагах и движущих силах эффективного энергосбережения

Заработавший с этого года закон № 261-ФЗ об энергосбережении вполне внятно расставил основные вешки-требования на этапах большого пути, итогом которого к 2020 году должно стать 40-процентное снижение потребления энергоресурсов во всех сферах. По крайней мере – для потребителей энергоресурсов. Адаптированная к новому закону региональная программа по энергосбережению содержит фактически те же ориентиры: социальные, промышленные и жилые объекты за неполные 10 лет должны почти вполовину умерить свои аппетиты на энергоресурсы.

О том, как поставленные задачи отразятся на нашем строительном рынке и какие подходы к энерго-сбережению будут реализованы в регионе, «ТН» рассказал начальник Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области Павел Подгорный.

– Павел Романович, что, по-вашему, заставит экономить всех участников игры – от крупной компании-производителя до рядового горожанина – потребителя энергии?

– Энергетики объективно заинтересованы не в экономии, а, наоборот, в максимальном сбыте энергии. Но вот когда наш потребитель начнет по-настоящему экономить, это болезненно и резко отразится на экономической эффективности работы источников энергии (без его модернизации). Заставляя потребителя беречь ресурсы, мы опосредованно вынудим энергетиков внедрять на производстве энергоэффективные технологии.

– С потребителем-то понятно – всем же хочется платить за коммуналку поменьше…

– Не скажите. Самая большая проблема энергосбережения (и через это в свое время проходили все европейские страны) – создание стимула для потребителя экономить энергию. У нас ситуация усугубляется тем, что развитой социализм развратил потребителей комуслуг. Комфорт был едва ли не бесплатным, поэтому к расходованию ресурсов целые поколения привыкли относиться бездумно и небрежно.

Но надо понимать: нашей жизнью жизнь на Земле не заканчивается. И от того, сколько потребит сегодняшнее поколение, зависит энергетическая безопасность поколений будущих…

– Воспитывать будут рублем?

– Причем жестким рублем! Мы это уже начинаем чувствовать, ведь тарифное регулирование постепенно переходит на рыночные рельсы. Но даже при нынешнем росте тарифов далеко не все томичи используют доступные способы уменьшить потребление: счетчики воды, энергосберегающие источники вместо ламп накаливания, фото-, звукоэлементы, датчики движения, управляющие освещением… Их в быту все еще мало, хотя в комплексе эти вещи могут серьезно сократить затраты на коммуналку.

Кому это надо?

– Чтобы начать экономить, нужно в это дело сначала прилично вложиться. И наверняка себестоимость «квадрата» в простом доме гораздо ниже, чем в эффективном, построенном по новым технологиям, из современных материалов. Что заставит бизнес возводить дорогие современные здания? И что тут может сделать власть?

– Власть уже все сделала: у нас есть закон, который нужно исполнять на всех уровнях. С 2012 года Госэкспертиза будет просто отклонять проекты с низким классом энергоэффективности.

– Но ведь самый действенный побудитель – это когда люди не «должны», а «хотят»… Могут ли застройщики захотеть строить дома с высокой себестоимостью?

– Конечно. Им важно привлечь покупателя, максимально удовлетворить его потребности. Перспектива платить меньшие коммунальные платежи – очень привлекательный фактор. В новостройках люди смогут платить за коммунальные удобства ровно столько, сколько захотят, то есть у них будет возможность реально влиять на цифры в платежках.

– А сами строители, на ваш взгляд, готовы принять новую идеологию?

– Настоящие строители не просто готовы, но и многое делают уже сейчас, не дожидаясь определенных законом сроков. Это можно сказать о таких компаниях, как ТПСК, ТДСК, «Континент», «Томлесстрой», «Карьероуправление»…

От пункта С к пункту А…

– Какой уровень энергоэффективности жилья теперь считается непозволительно низким?

– В новой редакции СНиП 23-02 «Тепловая защита зданий» утверждены требования к энергоэффективности зданий и правила определения классов энергоэффективности многоквартирных домов, которые уже с 1 января 2011 года должны соблюдать все застройщики. Согласно документу к классам А, В и С могут быть отнесены здания, проекты которых разработаны по действующим нормам, с применением индивидуальных тепловых узлов, авторегулируемой вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а в местах общего пользования должны быть установлены энергосберегающие лампы. К классам D и Е относятся уже эксплуатируемые здания, которые предполагают необходимость мероприятий по улучшению энергетической эффективности. Для зданий, попавших в класс Е, необходима срочная реконструкция.

Кстати, новый СНиП обязывает застройщиков за собственный счет в течение 10 лет производить обследование построенных ими зданий для подтверждения присвоенного класса энергоэффективности. Также предусмотрено экономическое стимулирование застройщиков, которые сооружают дома, относящиеся к наиболее высокому классу энергоэффективности.

Замечу: подавляющее большинство сдаваемых в Томске объектов капстроительства уже имеют класс энергоэффективности не ниже C: они оборудованы автоматическими тепловыми узлами, регулирующими теплоснабжение дома в зависимости от температуры наружного воздуха, индивидуальными приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды.

От модели – к практике

– Когда же у нас появятся по-настоящему энергоэффективные дома, как тот барнаульский, который в декабре прошлого года алтайские власти продемонстрировали в ходе большого совещания по энергосбережению?

– Я присутствовал на презентации этого дома: энергоэффективность класса А, стоимость квадратного метра – более 54 тыс. рублей (то есть примерно на 30% дороже средней в Барнауле), теплопотери вдвое меньшие, чем нормируемые сегодня. Кроме увеличенной толщины стен применены другие энергосберегающие мероприятия, в том числе установка теплового насоса. Но проблема в том, что стоимость энергоресурсов сегодня такова, что окупить устройство той же теплонасосной установки за период амортизационного срока этого дома не удастся…

– То есть этот дом построили, только чтобы его показать?

– Да, это хорошая лабораторная работа, как модель она работоспособна.

Мы таких работ можем представить публике куда больше. Но в основу своего видения проблемы эффективности мы закладываем прежде всего принципы экономической обоснованности энергосбережения. В каждом случае и в каждом энергосберегающем мероприятии нужно считать экономику.

Взять ту же автономизацию жилья: да, гонять горячую воду в микрорайоны за десятки километров от ТЭЦ, скорее всего, невыгодно и неразумно. Но все же без расчета баланса потерь на сетях и экономики самого источника тепла однозначно утверждать, что массовая автономизация многоквартирников эффективна, тоже нельзя.  

У проекта по реконструкции дома на пр. Комсомольском, 71, цели две. Во-первых, естественно, достичь эффективности. Во-вторых, понять: имеет ли экономическую основу реконструкция этих домов? Может быть, выгодней снести хрущевку и на ее месте построить 10–14-этажный дом по новым технологиям?

 Что покажут пилоты

– Вы сказали, что Томск может представить интересные проекты по энергосбережению…

– Да. Мы собираемся это сделать в ходе всероссийского совещания по энергоэффективности с участием Фонда содействия развитию ЖКХ РФ, которое пройдет в Томске по инициативе нашего губернатора в декабре. Мы презентуем несколько пилотных проектов, имеющих целью снизить теплопотребление. Причем их не назовешь лабораторными: все новации экономически обоснованы. Например, средства, вложенные в экономичность 17-этажного дома по Иркутскому тракту, который ТДСК возводит по технологии «Каскад»: при энергоэффективности класса B+ там будет достигнута экономия по теплу не менее 40%. Потребление тепловой энергии в энергоэффективном квартале в Радужном сегодня на 37% меньше, чем в среднем по городу, но мы хотим еще поднять класс, снабдив дома системами диспетчеризации. Скоро начнется строительство энергоэффективного детсада в 9-м микрорайоне – это еще один наш пилотный проект….

– А что делать со старым, ветхим жилым фондом? Модернизировать его дорого и сложно, тем не менее закон велит экономить ресурсы и там…

– Еще один пилотный проект, который мы надеемся представить на декабрьском совещании по энергоэффективности, это «Реконструкция дома первых массовых серий на пр. Комсомольском, 71». Здесь наша цель не столько достичь эффективности, сколько понять: имеет ли экономическую основу реконструкция этих домов. Может быть, выгодней снести хрущевку и на ее месте построить 10–14-этажный дом по новым технологиям?

Кстати, в китайском Даляне сейчас вовсю сносят кварталы 14-этажек, считая, что новое строительство на месте морально и физически устаревших зданий гораздо выгоднее их реконструкции.

В Томской области применяется немало эффективных энергосберегающих технологий. Нам будет что показать сибирскому региону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =