Конкурируя за больного

От нового закона об ОМС медики ждут трудностей для себя и улучшений для пациентов

 

Новый закон об ОМС № 326-ФЗ вступил в действие с января 2011 года. Чиновники федерального уровня называют его завершающим этапом реформирования российского здравоохранения. Медики и страховщики говорят: ничего особо революционного – лишь развитие и углубление идеологии, заложенной в старом законе 1991 года, его усовершенствование. Несмотря на массу неясностей в деталях, в главном сходятся все: новации ставят во главу угла интересы пациента, а значит, непременно должны привести к улучшению качества медицинской помощи.

Главврачи нескольких томских ЛПУ и томские страховщики собрались за круглым столом «ТН», чтобы рассказать, как они оценивают 326-й ФЗ и чего ожидают от его реализации.

   

  

В круглом столе участвовали:

Виктор Козлов, исполнительный директор ТТФОМС

Владимир Мартынов, заместитель начальника управления здравоохранения администрации Томска

Лев Кудяков, главврач поликлиники № 6

Виктор Карташов, главврач детской больницы № 1

Филипп Кектышев, директор Томского филиала ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»

Олег Правдин, главврач роддома № 2

Виталий Грахов, главврач межвузовской больницы

 

Виктор Козлов:

– Если совсем коротко, то основной смысл изменений – в унификации правил обязательного медицинского страхования для всех. Вводится полис единого образца, действующий равноправно на всей территории России. А возможность выбора гражданами страховой компании, поликлиники, врача уравнивает всех участников этой деятельности и развивает здоровую конкуренцию.

Владимир Мартынов:

– Прежний закон был более рамочным – в каждом регионе действовали свои правила. А сейчас все прописано очень подробно. Особенно в отношении типовых правил ОМС. Сейчас будет четко определяться размер взносов на страхование неработающего населения. Также вводится единая методика формирования тарифов в системе ОМС. Стоимость услуги будет высчитываться исходя из ее себестоимости с учетом прямых и косвенных затрат.

Отношения пациента и ЛПУ

Лев Кудяков:

– Да, сам по себе закон позитивный. Пациент действительно поставлен во главу угла. Но уже март, а до сих пор нет целого ряда подзаконных актов, которые бы поясняли, как исполнять этот закон. Будет ли рост тарифа, увеличение зарплаты сотрудников, сохранится ли в целом прикрепление населения к поликлинике?

Виктор Козлов:

– Прикрепление сохранится. Но выбрать страховую компанию и поликлинику человек может свободно. Отказать ему вы не имеете права, но должны предупредить: если он выбирает удаленную больницу, на дом к нему врач не приедет.

Виктор Карташов:

– Чтобы взять удаленно проживающего ребенка и нести за него полную ответственность, нужно менять всю систему оказания помощи. Мне тогда надо каждого врача посадить на машину, пересмотреть нормативы, потому что он физически не сможет объехать 15 адресов в разных концах города, а уж тем более за городом. Так что между правилами де-юре и де-факто – большая разница.

И еще: территориальность не такой уж плохой принцип. Мы в нашей детской поликлинике знаем своих пациентов целыми семьями – из поколения в поколение…

Виталий Грахов:

– Студентов мы не только прикрепляем к нашей больнице, но и выезжаем на вызовы в любую точку города, а также во все присоединенные территории, за исключением разве что закрытого Северска. Если томич, не имеющий отношения к вузу, захочет прикрепиться к межвузовской, отказа также не будет. В последние годы появилась тенденция: выпускники университетов продолжают обслуживаться у нас.

Страхование

– Не случится так, что человек захочет застраховаться, а в СК ему скажут – вы нам не нужны?

Филипп Кектышев:

– Нет, это исключено. Закон № 326-ФЗ четко прописал право застрахованного на выбор или замену страховой компании. В случае нарушения этих прав предусмотрены штрафные санкции со стороны ТФОМС. Закон принимался, чтобы создать реальную конкуренцию на медицинском рынке. Чтобы человек выбирал лучшее: больницы и страховые компании, где он чувствует реальную заботу о себе, где ему проще, спокойнее, комфортнее. Это значит, страховая компания уже не формально, а реально должна помогать застрахованным. Мне кажется, начало реальной конкуренции среди страховых компаний уже положено.

– Но ваша компания и раньше работала в системе ОМС – многие предприятия страховали у вас своих работников…

– Самая большая часть застрахованных – неработающее население. Все они до сих пор были застрахованы в «Медика-Томск» и «Макс-М». Сейчас получается, что на это поле могут выходить и другие компании, работающие в ОМС.

– То есть в целом компанию «СОГАЗ-Мед» закон порадовал?

– Да, у нас появилось больше шансов для развития. У страховой компании по новому закону больше полномочий: больше внимания уделяется экспертной работе, за некачественные или оказанные не в полном объеме услуги, за потраченные нецелевым образом средства СК может снимать с финансирования ЛПУ существенные штрафные суммы. Но и ответственности стало больше…

– А компании готовы принять большое количество граждан, которые придут страховаться в индивидуальном порядке?

– Проблема здесь есть, но она в первую очередь психологическая: граждане в основном еще плохо понимают, зачем им выбирать. Зачем вообще что-то менять, если принципиальной разницы они не видят? Но это пока…

Есть и сложность организационная: нормативная база меняется существенно, документы приходят с задержкой, нам очень трудно на ходу встраивать их в свою работу. Но я считаю, страховщики с этой ситуацией справятся. И наша компания, безусловно, заинтересована в том, чтобы как можно больше граждан страховалось в нашей компании.

– Но если страховщик не сможет выполнить установленные законом объемы, к примеру, тех же экспертиз?

Виктор Козлов:

– Тогда ей придется сказать: я не могу и не хочу участвовать в системе ОМС. Правила игры установлены. Если СК решит расторгнуть заключенный с фондом договор, фонд берет на себя выполнение ее функций. Фонд ОМС в этом случае – своеобразное страховочное звено. Кроме того, с 2011 года фонд обязан перепроверить 20% экспертиз качества медпомощи, проведенных СК. Если Фонд ОМС обнаружит, что компания не наказала медучреждение за ненадлежащее оказание помощи, мы наказываем страховую компанию. Может быть и обратный вариант: ЛПУ обращается в фонд, считая штраф от СК необоснованным… Таким образом, фонд выполняет роль своеобразного третейского судьи в отношениях СК и ЛПУ.

Проблемы и перспективы

Лев Кудяков:

– Один закон без усиления материально-технической базы ЛПУ мало что даст. Многие лечебные учреждения нуждаются в капитальном ремонте, в поликлиниках 30-процентный некомплект оборудования, а то, что есть, крайне изношено, нехватка кадров, дефицит тарифа до 50%… В таких условиях практически невозможно перейти на высокий уровень качества оказания медицинской помощи, выполнения стандартов.

– Но страховые компании будут требовать этого от вас, штрафовать, участвовать в судах…

Олег Правдин:

– Качественно лечит все-таки не аппарат, а врач. Чтобы судебных исков к ЛПУ не было, нужно поднять зарплату медработникам. Пока не будут приходить молодые специалисты, не будет конкурса на должность врача, как на Западе, больницы обречены на тяжбы. Сегодня здравоохранение еще как-то держится на старых кадрах (средний возраст – старше 50 лет). Но это ненадолго. Какого качества мы можем требовать от врача с зарплатой 6–7 тыс. рублей? А от штрафов и исков здравоохранение станет только беднее…

Филипп Кектышев:

– Даже самые квалифицированные кадры и наилучшее оборудование не исключают риска ошибок. На этот случай существует страхование медицинской деятельности. У нашей компании есть подобная практика страхования в Алтайском крае…

Виктор Карташов:

– Чтобы страховаться, нужны деньги, а их у нас нет.

Олег Правдин:

– Если бы у нас был стопроцентный тариф с заложенной рентабельностью, как у частных клиник, из прибыли, пожалуйста, плати судебные издержки, компенсации пациентам. На юристов в нашем бюджете средства не заложены.

Но все же, думаю, качество медицинской помощи скоро улучшится. И благодаря информатизации уменьшится количество бумажной работы наших докторов.

Виктор Козлов:

– В этом году на 2% увеличены страховые взносы работающих граждан, направляемые на здравоохранение (с 3,1 до 5,1%). Для Томской области это означает еще 1,5 млрд руб­лей в дополнение к сегодняшним 5 млрд.

Нынче эти средства через федеральный фонд будут потрачены на капремонт и оборудование, информатизацию ЛПУ, на повышение качества выполнения стандартов. 70% средств, направляемых на повышение доступности медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене, пойдут на повышение оплаты труда узких специалистов. Платеж за неработающее население также будет увеличиваться…

Думаю, эти дополнительные средства, выделяемые нашему здравоохранению, перекроют все шероховатости нового закона.

 

обратите внимание!

1. Полисы действительны

Те, кто был застрахован в той или иной компании до 31 декабря 2010 года, являются застрахованными и нынче; даже если срок действия полиса закончился, он является действующим до замены на полис единого образца.

2. Выбор страховой компании

Гражданам предстоит выбрать одну из тех страховых компаний, которые заявили о готовности работать в системе ОМС – на территории в 2011-м, как и в прошлом году, их три – «СОГАЗ-Мед», «Медика-Томск» и «Макс-М».

Сменить компанию можно раз в год – до 1 ноября.

Подробная информация о деятельности каждой страховой компании вывешивается на сайте www.ttfoms.tomsk.ru

Если компания вас устраивает, ходить никуда не надо. Если решили все же поменять, надо прийти в выбранную компанию и лично написать заявление. До 1 мая вам выдадут полис старого образца, который потом заменят на единый. Пока готовится единый полис (24 дня), вам выдадут временное свидетельство застрахованного.

3. Как менять полис?

С 1 мая можно получить полис единого образца – бумажный или электронный. У каждого полиса будет индивидуальный номер, который не будет меняться при переходе из одной страховой компании в другую. Единый полис позволит вам получать медпомощь не только в Томске, но и в любом медучреждении любого населенного пункта РФ.

Совсем не обязательно 1 мая бежать за новым полисом. Это можно сделать до 1 января 2014 года.

4. Что такое электронный полис?

В электронном полисе, кроме обычной информации о застрахованном, будет содержаться еще и медицинское приложение – данные о хронических заболеваниях, непереносимости лекарств, категориях льгот и препаратах, которые пациент по этим льготам получает.

 Как этол было:

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *