Отжать соки

исследовав соки и нектары, специалисты пришли к выводу, что их цена соответствует качеству

В советское время детей с трудом оттаскивали от автоматов с газированной водой, современное подрастающее поколение – от полок с пестрыми упаковками соков. Чуть ли не на каждой коробочке напитков – успокаивающая надпись: «100-процентный натуральный продукт». Ставя в корзинку пакет с соком или нектаром, покупатели в большинстве своем даже не задумываются, что именно они приобретают. Немногочисленны ряды тех, кто, прежде чем купить, изучает состав продукта, еще реже встретишь человека, знающего, что скрывается за характеристиками – «сок восстановленный», «осветленный» или, к примеру, «гомогенизированный», чем отличается нектар от напитка и, в конце концов, на каком варианте остановить выбор?

На смотринах:

Rich – сок осветленный восстановленный

«Фруктовый сад» – нектар осветленный

«Моя семья» – сок для малышей с мякотью

«Я» – 100%-й сок с мякотью, восстановленный, гомогенизированный

«Привет» – нектар осветленный

«Тонус» – 100%-й сок с мякотью, восстановленный, гомогенизированный

 

Для экспертизы «ТН» приобрели яблочные (как наиболее востребованные) соки и нектары разных ценовых сегментов, выполненные по техническим условиям (ТУ), так как соки по ГОСТу в продаже нам не встретились. Экспертов (наших партнеров из ОГУ «Томская областная ветеринарная лаборатория») отсутствие ГОСТовской продукции не удивило. Они пояснили: ТУ позволяют предприятию разработать свою рецептуру, что дает производителю возможность удешевить процесс производства.

 

кстати

– Показатели всех прошедших экспертизу соков и нектаров оказались практически на одном уровне, – говорит руководитель лаборатории Галина Гребенникова. – Это редкое совпадение, наталкивающее на мысль о том, будто они были произведены из одного и того же сырья или на одном предприятии. (Четыре из семи торговых марок – «Привет», «Фруктовый сад», «Тонус» и «Я» – действительно принадлежат одной компании – «Лебедянский». – Прим. авт.). Сложилось впечатление, что исходное сырье для напитков было идентичным. А на конечном качестве продукта сказалось лишь то, когда именно из сырья приготовили соки и нектары. Если практически сразу, то и продукт по качеству выиграл. В случае если яблоки сначала переработали в концентрат – порошки, пюре (его еще и заморозили), а потом уже из этого сырья производитель изготовил сок или нектар, то путь от яблок к соку был долгим и нелегким. Отсюда и результат…

 

Результаты экспертизы:

– По показателям безопасности и микробиологии к представленным образцам у экспертов претензий нет, но есть еще органолептический показатель, – поясняет Валентина Карташова, эксперт органа сертификации Томской областной ветеринарной лаборатории, кстати, в недавнем прошлом – технолог предприятия, где производят соковую продукцию. – Пробы мы оценивали на вкус и послевкусие. Учитывая общую картину исследований, сделали следующие выводы. Продукт, набравший наименьшее количество баллов («Моя семья» для малышей. – Прим. авт.), не порадовал: он недостаточно ароматный, пресноватый, натурального вкуса не хватает – соком я бы его не назвала.

Скромные позиции так же у двух осветленных нектаров («Привет» и «Фруктовый сад». – Прим. авт.). И вроде доля сухих веществ в норме (показатель, демонстрирующий, сколько соковой части имеется в конечном продукте), но все же качество оставляет желать лучшего: послевкусие не яблочное, на языке лишь привкус кислоты…

Следующий образец («Тонус». – Прим. авт.) соответствует заявленной категории, но с натяжкой: есть вкус яблока, но мякоть не очень насыщенная.

Кстати, у четырех перечисленных образцов общая проблема – они имеют аромат натурального яблочного сока, но вкус мог быть и ярче: велика вероятность, что производители использовали усилители вкуса. Чего не скажешь о двух последующих образцах. Сок, оцененный на 4 балла («Я». – Прим. авт.), выделяется: мякоти достаточно, аромат и вкус дополняют друг друга. У образца-лидера (Rich. – Прим. авт.) преимущества: яркий яблочный вкус, такой же аромат, очевидно, сок совсем не подкисляли. На общем фоне он выделяется, это единственный сок, который я бы дала своим детям.

 

Обратите внимание!

Словарик

Сок – стопроцентно натуральный продукт, полученный из фруктов, овощей путем прямого отжима или воспроизведенный из концентрата.

Нектар – содержание сока от 25 до 99%.

Сокосодержащие напитки – от 10 до 25% содержания сока.

Гомогенизированный продукт – продукт, доведенный до однородной массы, где присутствует мелкая фракция.

Осветленный – сок, пропущенный через фильтры, без мякоти.

Восстановленный – сок или нектар сделан из концентрата (порошка, пюре).

 

Надпись или печать «100%-й натуральный» – скрытый прием маркировки. За дизайнерскими уловками производители пытаются скрыть на упаковке слово «нектар». По мнению маркетологов соковых компаний, открытая маркировка нектаров может понизить объем продаж компании на 5–7%, ведь российский потребитель, оказывается, не лоялен к этому виду продукции. И юридических нарушений нет. Но визуальное воздействие значка «100%» подавляет импульсное желание потребителя найти на упаковке точную маркировку.

 

совет эксперта

Галина Гребенникова:

– Выбирая сок или нектар, обратите внимание на то, в каком регионе находится производитель, подумайте – растут ли там яблоки? К примеру, если напиток родом из Новосибирска, смело можно предположить, что исходное сырье – концентраты, которые за период хранения потеряли природное богатство.

 

В соках с мякотью столько же витаминов и минеральных веществ, как и в обычном соке, но больше балластных веществ. Например, клетчатки, которая нормализует процессы желудочно-кишечного тракта и улучшает желчеотделение.

 

Если вы считаете, что стоит проверить качество других продуктов питания, напишите об этом на сайте «ТН» или на e-mail:

nk@tnews.tomsknet.ru.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − одиннадцать =