Сам себе достройщик

Первопроходцы тонут в проблемах и надеются на помощь власти

 

Дольщики «Томскагростроя» осенью прошлого года стали первыми, кто принял решение о достройке дома собственными усилиями и за свой счет. Как можно оценить опыт первопроходцев полгода спустя?

 – Дом по-прежнему тонет в проблемах, – говорят дольщики и добавляют: – В одиночку, без кураторства со стороны власти и применения административного ресурса, нам, видимо, не справиться.

Мурашки по коже

В начале 2010 года, когда «коробку» в Зональном уже закрыли крышей, были вставлены окна, повешены батареи и дольщикам показалось, что до сдачи объекта рукой подать, пошли слухи о предстоящем банкротстве «Томск­агростроя». А 4 мая эта процедура была введена. И дольщики, некоторые из которых ранее подали иски в арбитраж и выиграли их, вздрогнули – на консультации в суде людям разъяснили, чем именно может для каждого из них закончиться процедура банкротства застройщика.

Граждане наконец-то узнали, что при введении стадии конкурсного производства дом попадет в конкурсную массу: будет произведена оценка строения, состоятся торги, и если заявок не будет, то стоимость дома автоматически упадет на 25%. Очередные несостоявшиеся торги еще снизят стоимость недвижимости. А потом дом, может, кто-то и купит. При этом договоры, ранее заключенные с дольщиками, будут расторгнуты в принудительном порядке.

Как вспоминают дольщики, у них мурашки по коже побежали…

Сдан с проблемами

Граждане начали активную борьбу за квадратные метры, подав в суд более 50 исков с требованием ареста их долей в недострое. Суд вынес положительные решения. Но все же это была полумера, не обеспечивающая 100-процентной гарантии сохранности имущества.

Дольщики разослали письма во все властные инстанции, побывали на приеме у заместителя губернатора Игоря Шатурного, который заверил, что «ситуация на карандаше».

– Неоднократно были и у Виктора Анохина, тогда возглавлявшего областной комитет по долевому строительству, – вспоминает дольщица Элеонора Рудер. – Анохин всегда был недоволен и отвечал: «Ну что вы от нас хотите? Забирайте дом и вводите сами, иначе новостройка попадет в конкурсную массу». На эмоциональной волне мы даже были к этому готовы. Но пыл остудили люди, подсказавшие: дом в таком состоянии дольщики самостоятельно могут сдать в эксплуатацию только в теории – нужен внушительный пакет документов, начиная от акта забивки свай. Разумеется, у нас документов не было: застройщик делиться бумагами не спешил, компания «лежала на боку», директора менялись как перчатки…

Когда чиновники смогли-таки решить проблему с водоснабжением и водоотведением новостройки, речь снова зашла о сдаче объекта с недоделками и с последующей передачей его в управление дольщиков:

– Со всех дольщиков глава комитета по долевому строительству собрал расписки, согласно которым каждый из нас просил передать дом в непосредственное управление с имеющимися недоделками. 3 ноября объект был сдан. С тех пор все проблемы легли на наши плечи, – добавляет Элеонора.

(Отметим, что дольщики не снимали арест с квадратных метров, пока не сдали документы в Росрегистрацию на оформление квартир в собственность.)

Баба с возу?

Когда в доме ежедневно стал отключаться свет и собственники жилья начали жаловаться в Горсети, оказалось, что электроэнергия заведена в объект по временной схеме – времянка нагрузку не выдерживает. А постоянной схемы обеспечения дома электричеством нет – застройщик не получил положительного заключения в Ростехнадзоре. Четыре месяца новоселы мучились с перебоями электроэнергии, как-то почти две недели провели при свечах, а на этой неделе наконец-то добились подключения по постоянной схеме.

Сейчас у дольщиков на повестке дня еще две проблемы. Номер один – тепло. Зимой в квартирах с едва дышащими батареями – не более 10–12 градусов. Номер два – отсутствие горячей воды.

Эти проблемы дольщики считают более глобальными, потому что даже не знают, с какой стороны подступиться – среди них нет нужных специалистов. Как определить причину неполадок и где гарантия, что сумма, названная диагностами, будет соответствовать реальным проблемам? Вопросы остаются открытыми. Люди только понимают, что затраты неизбежны.

При этом вскрылось еще одно очень неприятное обстоятельство: реальных дольщиков в доме меньше, чем думали собственники жилья. Оказалось, «Томскагрострой» часть квартир за долги отдал подрядчикам, и такие владельцы дольщикам не товарищи: платить за достройку дома не собираются. То есть все затраты лягут на плечи скромной группы товарищей по несчастью.

В итоге сегодня дольщики начинают думать, что воз может оказаться им не по силам, и очень стараются надеяться, как минимум, на консультативное кураторство со стороны власти, как максимум – на реальную помощь в решении коммунальных проблем.

При этом люди считают, что пока, после сдачи дома, отношение к ним по пословице «Баба с возу – кобыле легче».

Курируем?

Владимир Лазарев, новый руководитель областного комитета по долевому строительству, говорит, что дом в Зональном у него в числе проблемных уже не значится. А Александр Гелоев, замглавы администрации Зональненского сельского поселения, уверяет: есть и кураторство за домом, и попытки решить проблемы:

– Дольщикам помогали, и не раз. Объект сдали только при содействии администрации. Не стоит забывать, что дольщики сами взяли дом в непосредственное управление. О коммунальных трудностях знаю. Вопрос с теплом решить поможем, но для этого нужно, чтобы дольщики передали на баланс администрации теплотрассу, которая пока является бесхозом. У них должен быть проект и в целом пакет документов на этот объект инфраструктуры. Как только теплотрасса будет передана на баланс, у меня появятся основания вступить в диалог с местной УК, которая возьмет дом на обслуживание и отрегулирует отопление. Если теплотрассу нам дольщики не сдадут, мы возьмем ее сами как бесхоз, но по закону еще год не сможем оформить этот объект. Про горячую воду слышу впервые. Словом, да – нужно разговаривать и решать. Понятно, что дом проблемный, и гражданам в одиночку его, видимо, не вытянуть…

 

– Самим придется доплачивать – а что еще делать? – разводит руками один из дольщиков. – Хорошо еще, что хоть так дом сдали – в высокой степени готовности был. У многих других томичей ситуация и того хуже.

– Неизбежные затраты пока сложно оценить, – дополняет другой дольщик. – По первоначальным прикидкам, как минимум по 1–2 тыс. рублей с квадратного метра. То есть в общем не менее 5 млн рублей для дома почти в 100 квартир.

 

– Батареи чуть теплые: в квартире 12 градусов – только валенки и теплая кофта спасают, – рассказывает пенсионерка Людмила Карева. – В подъезде живу одна. Соседи не переезжают, потому что у них маленькие дети – куда их в такой холод? А мне просто деваться некуда: на съемное жилье денег уже нет. И так достаточно поскиталась. Как-то две недели жила на железнодорожном вокзале. Когда начали выгонять, милиционеры, спасибо им, на оперпункте приютили: у них на диванчике и ночевала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × два =