Молодые ученые предлагают томичам научно-популярные лекции по актуальным научным дисциплинам
Прием заявок на участие во второй Прогресс-школе стартовал на минувшей неделе в Томске. Прогресс-школа – это научно-популярные лекции по физике, биологии, истории, психологии, философии для неспециалистов. Лекторы, напротив, мастера своего дела – молодые ученые, всерьез увлеченные предметом.
– Задача школы – доступно передать основные идеи, фундаментальные принципы, на которых строятся актуальные науки, – объясняет один из организаторов Прогресс-школы Кирилл Половников. – При этом не напичкать аудиторию формулами или датами, а рассказать о современных исследованиях и теориях на пальцах. Причем дать не отрывочные знания, а постараться сформировать у слушателей системные представления, передать цельную картину научной реальности.
Теория суперструн для чайников
В рамках Прогресс-школы Кирилл Половников читает курс лекций по современной физике. В жизни повседневной ведет научную и преподавательскую работу на кафедре высшей математики и математической физики в ТПУ, сотрудничает с лабораторией математической физики ТГУ. Ему 26 лет. А за плечами – кандидатская диссертация, посвященная исследованию суперсимметричных теорий в квантовой механике, международные конференции и заграничные стажировки.
– Теория суперструн – это передовой край современной физики, – увлеченно рассказывает молодой ученый. – Одним из наиболее фантастических следствий этой теории является тот факт, что наше пространство не ограничивается тремя измерениями (длина, ширина, высота). Измерений в общей сложности десять, но увидеть мы их не можем.
Кирилл замечает блуждающий взгляд…
– Вот, например, наушники от аудиоплеера, – находит он неожиданное пособие для учебного процесса. – Если я натяну их провод на достаточно большом расстоянии, то издалека тебе будет казаться, что провод – это прямая линия. Одномерный объект, у которого есть только длина. Но если ты посмотришь поближе – убедишься, что есть ширина и что сечение круглое, есть некоторая внутренняя структура. Точно так же мы как бы издалека смотрим на наше трехмерное пространство. И чтобы увидеть скрытые размерности, мы должны разогнаться до очень больших скоростей, т.е. до сверхвысоких энергий. Собственно, для этого и был построен большой адронный коллайдер. Или проще – ускоритель частиц.
Кирилл объясняет: современная научная реальность гораздо шире и интереснее энциклопедических знаний, полученных за школьной партой:
– То, что преподают в школьном курсе, как правило, описывает научную картину, характерную для конца XIX века: все эти исследования, эксперименты, законы Ньютона… Но за последнюю сотню лет появилась масса интереснейших научных данных, исследований и открытий, значительно расширяющих наши представления о Вселенной, о которых в школе вообще ничего не говорится.
Поход против мракобесия
Идея Прогресс-школы зрела у Кирилла давно, а впервые воплотилась в жизнь в прошлом году. Он объясняет:
– Подходишь к стеллажам «Научная литература» в любом книжном магазине и видишь там: НЛО в нашей жизни, тонкие миры, энергетика… Открываешь. А там ребята пишут: «С научной точки зрения это обосновывается так…» И меня, как специалиста, это злит: научными фактами, экспериментами пытаются обосновать полную чушь. Включаешь телевизор, а там «научно-популярная» передача: «Физики установили, что у каждой элементарной частицы есть своя античастица, что, несомненно, указывает на то, что у каждого человека есть двойник». Лично мне это мракобесие уже надоело.
Инициативу Кирилла разделяют и другие лекторы Прогресс-школы: философ Олег Недосеко, историк Антон Котов, биолог и генетик Сергей Коняев.
В прошлом году идея нашла живой отклик у томичей: в лекциях Прогресс-школы стабильно принимали участие порядка 30 человек. Вопреки ожиданиям организаторов были среди них не только старшеклассники, студенты, но и люди зрелые, образованные.
– О чем это говорит? – рассуждает Кирилл. – О том, что в школе, в университете люди недополучают идей, которыми можно оперировать в жизни. Они сталкиваются с какими-то ситуациями или феноменами, но не могут их объяснить, понять. Поэтому люди стремятся восполнить пробелы в знаниях и понимании окружающего мира. Ведь развитие понятийного аппарата значительно расширяет мир, а жизнь делает ярче и интереснее.
Связаться с организаторами можно по электронной почте: pipl@sibmail.comДополнительную информацию можно найти в сети «ВКонтакте» в группе «Большая Прогресс-школа»: www.vkontakte.ru/club26221233.Участие в школе платное, но стоимость занятий невысока. Как объясняют организаторы, главный принцип ценообразования – «чтобы лекции стоили не дороже билета в кино».
Средняя продолжительность каждого курса 12–14 часов (семь лекций). Занятия начнутся в конце мая, проводить их организаторы Прогресс-школы намерены в выходные и по вечерам в будни.