Зачехлили пистолеты

Бензиновый кризис: удастся ли правительству устранить последствия своей февральской «поправки»?

 

Первые тревожные звоночки прозвучали в Томске в начале недели – на ряде АЗС на 2,5–3 рубля подорожал Аи-92, а несколько независимых заправок закрылись. Но последующего столь быстрого и критического развития событий никто не ожидал. Томские антимонопольщики, мониторившие ситуацию, были настроены оптимистично:

– Будем надеяться, что у нас такого кризиса, как на Алтае, не случится, – сказал «ТН» во вторник Сергей Паньков, начальник отдела экономического анализа Управления ФАС по ТО.

Действительно, было трудно вообразить, что на следующий день к бензоколонкам выстроятся километровые очереди, блокируя движение улиц. Невозможно было представить, что придется заправлять автомобиль не тем, к чему он привык, а тем, что есть на АЗС. И как было поверить, что к четвергу цена на Аи-92 кое-где поднимется до 28,5 рубля…

– Сегодня не смогли заправиться и выйти на линию почти половина автобусов моего маршрута, работают всего 18 бортов, – рассказал в четверг «ТН» Виктор Тимофеев, бригадир 26-го маршрута. – Это ощутимо сказалось на интервалах движения и заполненности автобусов.

– Мы вынуждены сейчас вручную заниматься поставками ГСМ в область, – сообщил вчера губернатор Виктор Кресс на собрании областной Думы. – Думаю, напряжение будет постепенно спадать – необходимо время, чтобы успокоить ажиотажный спрос.

Бензиновый кризис: удастся ли правительству устранить последствия своей февральской «поправки»?

Звуки близкой канонады

Началось с Алтая. В конце прошлой недели в крае более чем на 20% увеличились цены на бензин, а в выходные прекратили работать почти все независимые АЗС. К бензоколонкам вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) выстроились огромные очереди. «Роснефть» начала продавать топливо только своим клиентам по пластиковым картам и не более 20 литров в бак… Как поясняли в Алтайском топливном союзе, кризис возник из-за отказа «Роснефти» и «Газпром нефти» отгружать топливо частным операторам.

Следом за Алтаем перебои с топливом были зафиксированы в Красноярске, Нижнем Новгороде. Выяснилось, что дефицит с Аи-92 и Аи-95 уже неделю ощущается в Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях.

– Неблагоприятная ситуация складывается также в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, – заявил глава Российского топливного Союза Евгений Аркуша. – В ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива.

Продавать нечего

– Шланги замотаны с субботы – продавать нечего, – сообщил «ТН» Валерий Завалюев, владелец двух томских АЗС «ВЕК». – Последний раз мне удалось купить топливо у «Нефтепродукта» 31 марта. Все независимые трейдеры завязаны на «Газпром нефть» и «Роснефть» – прямого доступа на товарные рынки у нас нет. Нас предупреждали, что апрель будет тяжелым, но чтобы настолько… Насколько знаю, всем независимым продавцам в бензине отказано, и большинство закрылись. Кто-то допродает остатки дизельного топлива… Есть предложения от Уфимского завода, но по таким ценам, что пришлось бы продавать Аи-92 по 27–28 рублей. Это невозможно, пока ВИНКи свои цены держат…

Что делать дальше, мелкие независимые трейдеры не знают:

– Пока перспектива видится очень туманно и мрачно – вплоть до закрытия бизнеса, – говорит Завалюев. – Если до понедельника проблема не снимется, будем собираться, формулировать свою позицию, разговаривать с оптовиками – у нас же с ними подписаны договоры, и они нарушаются…

Сергей Закурский, директор компании «Торговый дом «Нефтепродукт» (самый крупный из независимых трейдеров, дилер «Лукойла», снабжавший мелкооптовыми партиями множество небольших заправок), пояснять ситуацию отказался:

– Нет у нас ни новостей, ни комментариев. И бензина нет. Ничего не ждем. То есть ждем, когда на рынке появится бензин. Мы покупаем его с рынка или с биржи. Сейчас его нигде нет.

– Мы ведем ежедневный мониторинг цен и отправляем информацию в Москву, но какие-либо выводы делать пока рано, – пояснил «ТН» Сергей Паньков, начальник отдела экономического анализа управления ФАС по ТО. – Ощутимый рост цен в последние 3–4 дня замечен только у мелких продавцов, крупные подтягивают постепенно: например, топливо на АЗС «Газпромнефть-Кузбасса» с прошлой недели подорожало на 20 копеек (21,3 рубля за литр Аи-92). У «Томскнефтепродукта» пока остается на прежнем уровне – 21 рубль. А вот у ООО «Лаки Стар» (заправки «Лукойл») литр 92-го – уже 25 рублей…

Диспаритет цен

ФАС считает виновными в возникновении кризиса ВИНК, а эксперты-экономисты – саму ФАС, инициировавшую третью волну антимонопольных дел в отношении ВИНК, и власть, фактически установившую госрегулирование цен на ГСМ.

Напомним: в феврале премьер Владимир Путин «поправил» нефтяников, жестко потребовав снизить цены на ГСМ до уровня ноября прошлого года. После этого ВИНКам пришлось снижать розничные, оптовые и мелкооптовые цены. Их не стали повышать и позже, когда в мире сильно подорожала нефть. Март – апрель ВИНК продавали бензин на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту. Обострение их интереса к экспорту объяснимо… По данным Росстата, в первом квартале 2010 года он составлял 1,2 млн тонн, а в этом же квартале нынешнего – уже 1,8 млн. 50-процентный прирост, да еще в начале сезона пикового потребления! По данным Минэнерго, в первом квартале 2010 года на внутренний рынок отгружено 7,46 млн тонн бензина, а за аналогичный период 2011-го – 7 млн тонн. (на 6,2% меньше).

Тем временем ВИНК приводят другие цифры. «Роснефть» с начала года снизила экспорт бензина почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт дизтоплива только в марте сократился почти на 60 тыс. тонн. Весь высвободившийся объем был направлен на внутренний рынок», – говорится в официальном пресс-релизе компании.

«Роснефти» вторит «Газпром нефть»: «В апреле 2011 года среднесуточные отгрузки бензина и дизтоплива с НПЗ «Газпром нефти» на внутренний рынок на 3–4% превысят показатели марта и составят 34,1 тыс. тонн – это на 8–9% выше уровня апреля 2010 года».

О том, почему нефтяные гиганты вдруг перестали отпускать топливо мелким независимым компаниям и почему возник дефицит, в релизах ни слова.

Без команды сверху

Снять рукотворный бензиновый кризис без взлета цен можно «вручную» – волевым решением ограничив экспорт. Впрочем, аналитики полагают, что подходящий для этого момент властью уже упущен. Либо можно поступить по-рыночному – введением заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты. Но этот цивилизованный регулятор применить пока невозможно: формула расчета предельного размера экспортной пошлины зафиксирована в Законе «О таможенном тарифе», а внесение изменений в закон – дело долгое.

Третий путь – отпустить цены, которые, вероятно, немедленно взлетят гораздо выше реально обоснованных – из-за топливного ажиотажа.

Собственно, и без команды сверху этот процесс уже начался. Рынок перестал слушаться премьера: по данным ИАЦ «Кортес», на торгах в среду биржевые цены на бензин А-92 взлетели до 34 тыс. рублей за тонну. То есть закупочная цена составила 26 рублей за литр. Прибавив сюда транспортные (2 рубля на литр) и накладные (3 рубля) расходы, а также прибыль оператора, аналитики «Кортеса» прогнозируют, что отпущенные на волю цены уйдут далеко за 30 рублей за литр.

 

Сказано

Губернатор Виктор Кресс на собрании областной Думы, 28 апреля:

– Только три крупных оператора АЗС – «Роснефть», «Газпром нефть» и «Лукойл» – имеют собственные НПЗ. От них зависит около половины поставок ГСМ в Томскую область. Только по «Роснефти» 2 тыс. тонн бензина сейчас в Томске, еще 1,5 тыс. тонн подойдут к вечеру. «Газпром нефть» везет дополнительно еще 400 тонн. Средняя норма потребления бензина в сутки в Томске – точной цифры нет – около 600 тонн.

Мы вынуждены сейчас вручную заниматься поставками ГСМ в область по двум причинам. Во-первых, в стране нет специализированной биржи по торговле ГСМ. Во-вторых, АИ-80 скоро не будет, а замещающие объемы АИ-92 еще не готовы. Кроме того, сложно на селе, где часть техники по-прежнему работает на АИ-80.

Мы попросили наш небольшой НПЗ в Семилужках перейти на отпуск АИ-80, а Стрежевской НПЗ, который половину продукции продавал за пределы региона, переориентироваться на томский рынок.

Думаю, напряжение будет постепенно спадать, поскольку необходимо время, чтобы успокоить ажиотажный спрос. Только на АЗС «Роснефти» объемы продаж выросли на 30–40%, и мы пока договорились с компанией, что ограничения по литрам для потребителей не будет.

 

По мнению некоторых аналитиков, ситуация осложнилась тем, что в Центральном федеральном округе четыре нефтеперерабатывающих завода остановились на профилактику. Кстати, ремонты на Ачинском и Омском НПЗ, питающих горючим СФО, запланированы на май – июнь…

 

Позавчера ВИНКи обязались создать в кризиссующих регионах месячные запасы топлива, а вчера Минэнерго сообщило, что в мае нефтяные компании откажутся от экспорта нефтепродуктов в пользу внутреннего рынка.

И что дальше?

 

слово автора

Инесса ЮШКОВСКАЯ, корреспондент «ТН»:

Вечер среды. Еду к «своей» заправке «Роснефти» на Герцена. Время уже не пиковое – 20.00, но хвост очереди – у самого перекрестка с ул. Шевченко. Покорно встаю: искать другое место не хочется (а вдруг и там так же?), к тому же машинка мигает значком заправки давно и требовательно. «Эхо Москвы» скрашивает только первые полчаса, да и оно скоро вызывает идиосинкразию – говорят только про бензин, в основном ругательно.

Через 1 час 20 минут выворачиваю на финишную прямую – до заветного пистолета не более десятка машин. На табло только две цены: 92-й и 95-й, дизтоплива и 98-го уже нет. За пять машин до колонки гаснет Аи-92. А вдруг и 95-й закончится?

Сюрреалистичность происходящего усиливают ветер, снег и дождь, разом обрушившиеся на незащищенные головы юных автомобилисток, которые растерянно топчутся у своих бензобаков: навыка самостоятельной заправки нет, плечистых парней в униформе, способных ускорить процесс, – почему-то тоже. Замученная и задерганная до полуобморочности кассирша (одна!), которой я протягиваю карту после 1 часа 40 минут в очереди, воспринимает информацию только с третьего раза.

Это – реальность, подвергающая сомнению разные утешительно-оправдательные слова нефтяных компаний. Например, о том, что они изо всех сил стараются преодолеть трудности и что «Роснефть» вывела на авральную работу всех сотрудников, чтобы справиться с ажиотажным спросом.

 

Р.S. Рабочий день четверга начался с рассказов, кто как заправился. Самым ловким признан муж коллеги, поехавший на АЗС в половине второго ночи, по окончании матча по ТВ. Представьте – никакой очереди!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 1 =