Бензиновая олигополия

Единственный вариант решения проблемы – в создании независимой переработки нефти

 Рост цен на бензин и топливный дефицит вызван сговором компаний-производителей. Такой вывод сделал на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин после доклада вице-премьера Игоря Сечина на президиуме правительства.

 «В результате дефицита нефтепродуктов на биржевых торгах необоснованно растет цена», – сказал Сечин.

«Не дефицит, там дело не в дефиците. Дело в сговоре. Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество», – ответил Путин.

Между тем эксперты считают, что главной причиной проблемы является монополизация топливного рынка.

«На самом деле этот топливный кризис достаточно сложная штука. С одной стороны, в словах Путина, безусловно, есть истина. Потому что у нас в стране действительно наблюдается олигополия на топливном рынке, который разделен между несколькими крупными компаниями. Поэтому назвать наш топливный рынок конкурентным нельзя», – сказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью «Актуальным комментариям» (сайт Российского топливного союза: http://www.rfu.ru).

При этом, по мнению эксперта, предпринимаемые правительством меры положение не исправят: «Наше государство пытается создать квазирыночные инструменты. Например, запущена биржевая торговля. Но если весь топливный рынок принадлежит компаниям, которые контролируют всю цепочку от добычи и до бензоколонки, то такого рода инструменты в принципе не заработают».

Единственный вариант решения проблемы Симонов видит в создании действительно независимой переработки нефти: «То есть создание достаточно крупных перерабатывающих предприятий, которые не включены были бы в состав вертикальных компаний».

К оценке эксперта остается добавить только одно: все последние годы политика власти и государственных монополий была прямо противоположной. Например, в декабре прошлого года журнал Forbes опубликовал материал «Пустить в переработку». В нем приведены ряд примеров (Кемеровская, Ленинградская области), когда, несмотря на инвестиции свыше 100 млн долларов, владельцы независимых НПЗ годами не могут подключить их к магистральным нефтепроводам. Главный вывод – инвесторы, не связанные с нефтедобычей, могут прорваться на топливный рынок лишь при наличии политической крыши. Причем поддержки региональных властей абсолютно недостаточно (во всех случаях регионалы поддерживали проекты строительства новых НПЗ).

Что касается Томска, то многие, наверное, помнят, с какими серьезными проблемами столкнулись инвесторы при запуске совсем небольшого НПЗ в Семилужках. И о строительстве НПЗ поблизости от «Томскнефтехима», о котором было заявлено в апреле прошлого года и который опять же активно поддержали региональная и муниципальная власти, новостей в последнее время не слышно. За исключением того, что на последнем аппаратном совещании губернатор сказал, что «нужно ускорить работу по строительству в Томске НПЗ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *