«Царина» меняет облик

Диверсификация производства позволила томской фабрике укрепить свое место на рынке

По итогам 2010 года легкая промышленность области показала рост объемов производства на 117,9% по сравнению с 2009-м. Но на высокие цифры повлияла низкая база 2009 года: объемы производства пока не достигли уровня 5-летней давности.Жесткая конкуренция с зарубежными производителями, отсутствие отечественного сырья, изношенность или отсталость оборудования, нехватка кадров и оборотных средств, наличие на рынке контрафактной и контрабандной продукции – главные препятствия для развития отечественной легкой промышленности.Как живется нашим производителям в этой непростой ситуации на примере фабрики игрушки «Царина», рассказывает заместитель директора Александр Горбатенко.

Тапочки России

В 2010 году «Царина» совместно с ООО «ТОКО» запустила новый проект: производство ярких домашних тапочек. На фабрике надеются, что товар составит серьезную конкуренцию аналогичной продукции китайского производства. Важным отличием томской обуви станет качественная подошва: изготовлена из материала без специфического запаха и имеет подпяточник, который формирует необходимый для обуви каблук.

– Специально наблюдал на рынке: томичи за полчаса купили три пары китайских тапочек за 130 рублей и ни одной отечественной – хорошего качества, но чуть дороже, – рассказывает Александр Горбатенко. – Да, люди стали внимательней относиться к качеству товаров, многие говорят «не хочу китайское, хочу российское», но большинству по-прежнему важна цена.

Исходя из этого, в «Царине» поставили задачу: сохранив качество, удержать низкую оптовую цену – от 90 рублей за пару. Потенциал для этого имеется: есть современное компьютеризированное оборудование – для лазерной резки ткани, автоматической вышивки и др. Так, например, вышивальная машина позволяет в считанные минуты создать сразу 20 разноцветных рисунков. А самая большая гордость «Царины» – огромный станок для кройки, в программе которого имеется несколько тысяч лекал.

– Эта машина заменяет 45 закройщиков. За сутки с ее помощью можно нарезать до 100 тыс. деталей, которых хватит для изготовления 5 тыс. игрушек, – показывает мощный агрегат Александр Горбатенко.

Тысячи изделий одного вида

Именно благодаря переоснащению «Царина» смогла кратно увеличить объемы выпуска. Сегодня здесь ежегодно производят десятки тысяч различных изделий.

– Мы перестали позиционировать себя как фабрику игрушки, наши возможности намного шире: мы просто швейная фабрика и готовы шить тапочки, постельное белье, детскую одежду, одеяла, спальники, подушки, – поясняет Александр Горбатенко.

В июне «Царина» планирует участвовать в московской выставке «Росупак», где собираются представители многих российских компаний.

– Раньше основным мероприятием года для нас была выставка игрушек «Мир детства», сейчас – выставка упаковки. Ведь изготовление мягких игрушек сегодня занимает в производстве «Царины» всего около 2%, остальные 98% – именно игрушка-упаковка для новогодних подарков, – откровенничает Александр Горбатенко. – Почему? Крупнопоточное производство – самое эффективное и наименее затратное.

Уже с апреля «Царина» начала массовый пошив игрушечной упаковки для новогодних подарков на сезон 2012 года. Предстоит изготовить несколько десятков тысяч игрушек-упаковок для кондитерских фабрик страны. Проект начинался в 2002 году с заказа кондитерского дома «Восток», а сегодня в числе заказчиков многие крупные кондитерские предприятия страны от Москвы до Дальнего Востока.

Китайская стратегия

– В Китае около 10 тыс. фабрик игрушки, в России – около 20. Поэтому и получается, что в России 90% игрушек китайского производства. Самое сложное – придумать новую модель. Ведь если даже каждая сотая китайская фабрика разработает всего один образ, получится хороший ассортимент, а нашим фабрикам приходится придумывать десятки моделей, – поясняет ситуацию на рынке заместитель директора «Царины». – Другая большая проблема в том, что сегодня на российском рынке 75–90% – контрабандная продукция. Именно контрабандная: сужу об этом по стоимости товара в Китае, стоимости доставки и других накруток – если бы товары проходили таможню, их цена не сильно отличалась бы от нашей. Когда таможенники в октябре – ноябре стопорят на границе все грузы из Китая, это большой подарок от государства.

При всем этом Александр Горбатенко к жителям Поднебесной относится с большим пиететом: говорит, нужно понимать правила работы с китайскими производителями.

– Негативное реноме этой страны сформировано прежде всего русскими, которые возили товары из Китая в начале 1990-х, скупая их там по дешевке, – считает Александр Александрович. – Китаец, когда видит деньги, не откажет себе в возможности заработать, но сделает не больше, чем ему заплатили. Если в образце плотность ткани 200 граммов на метр, а покупатель хочет скидку 50%, то ткань будет плотностью 100 граммов на метр или вместо армированных ниток будут гнилые. Торговаться можно только на рынке. С производителями это делать опасно.

Сильна конкуренция с Поднебесной и в кадровом вопросе. Неслучайно пошивочный цех «Царины» находится в Моряковке, а раскройный – в Дзержинском: условия, предлагаемые фабрикой местным квалифицированным работникам, мотивируют не искать аналогичную работу в городе. Временные затраты и стоимость проезда до города съедят все возможные финансовые преимущества городского труда.

– В Китае квалифицированные рабочие получают не меньше, но в России сегодня все сложней мотивировать молодую женщину целый день работать швеей, – поясняет Александр Горбатенко и шутит: – Если бы в мире изобрели швей-роботов, всем было бы счастье.

Сейчас же для изготовления одной игрушки нужно вручную выполнить десятки кропотливых операций – притачать уши, челку, хвост…

Сдержанный реализм

– Кризис 2008 года стал страшным ударом: только-только закупили оборудование, набрали кредитов, ведь развитие за счет чистой прибыли в нашем деле нереально. А игрушки не товар первой необходимости, и в момент падения платежеспособного спроса было очень тяжело рассчитываться с кредитами. К счастью, выручили друзья и партнеры, а также смежные виды бизнеса. А сегодня наш рынок возвращается к прежним объемам, но ощущения, конечно, колоссально разнятся – тогда был оголтелый оптимизм, сегодня – сдержанный реализм. Хотелось бы побольше оптимизма, – подводит заключительную черту Александр Горбатенко.

 

Каким быть новому образу игрушки, решают, как правило, не художники, а менеджеры по закупкам игрушек в оптовых компаниях, крупных кондитерских предприятий.– Иногда мы ставим в каталог что-нибудь особенное, ради любопытства, но уже заранее знаем, что закажет большинство, а художественные изыски купят единицы, – улыбается Александр Горбатенко. – Стараемся найти образ, где игрушка улыбается, это всегда работает. Что касается следующего года, пока я точно знаю, что будут популярны драконы…

  

Оборудование на «Царине» сплошь зарубежное либо собранное по зарубежным аналогам. С сырьем та же история: в СНГ осталось только три фабрики, которые выпускают искусственный мех.– И он ужасного качества – всего одна фактура и 15 расцветок. Конечно, приходится покупать в Китае, – поясняет заместитель директора. – Но мы уже начинаем смотреть на смежные рынки и задумываться о производстве и окраске ткани. Некоторые эксперименты уже провели, начинаем присматривать оборудование. Если в макроэкономической ситуации ничего не изменится, возможно, в ближайшие два года начнем производство.

 

По данным Минпромторга, товары, произведенные в РФ, на российском рынке сегодня составляют всего 20,3%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 6 =