Джентльменские соглашения

Томский бизнес обучают правилам игры на международном рынке

 

Известный консультант по внешнеэкономической деятельности профессор Московского института международного бизнеса при Всероссийской академии внешней торговли Алексей Плотников 18–19 мая провел обучающий семинар для томских компаний. Мероприятие организовано Центром развития внешнеэкономической деятельности (Региональным центром поддержки экспорта) при Томской ТПП.

 

Сделать первый шаг

– Первый признак того, что кризис постепенно уходит, – возрождение интереса к семинарам по внешнеэкономической деятельности, – с таких слов начал свое выступление Алексей Плотников.

На семинаре в Томске присутствовали представители компаний, которые задумываются о торговле со странами СНГ или дальнего зарубежья или уже активно ею занимаются. Львиная доля из них – представители инновационных предприятий («Манэл», «Никор», «Элекард девайсез», «Элком+» и др.).

– В 2010 году уровень продаж нашей продукции в Казахстан увеличился на 40% по сравнению с 2009-м, в этом году планируем выход в Киргизию и Белоруссию, – поделилась с «ТН» руководитель отдела маркетинга компании «НИКОР» Ольга Кулебакина. – Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, – поиск партнеров и налаживание контактов за пределами России – долгий и трудоемкий процесс…

Узнать секреты

С чего начать выход на международный рынок? По мнению Алексея Плотникова, подготовительный этап состоит из двух базовых шагов: изучения конъюнктуры (уровня цен на аналогичные товары) и анализа фирменной структуры рынка (информации о компаниях-партнерах).

Критерий истины – практика, считает Плотников, ведь цены в прейскурантах, предоставляемых компаниями на выставках, порой до 40% отличаются от стоимости продукции, указываемой затем в контрактах. В усредненных таможенных данных отклонения тоже могут составлять 25–30%. Самый достоверный источник, по словам эксперта, – это цены на биржах, но там, как правило, участвуют крупные компании, торгующие сырьевым товаром (например, нефтью). Другой надежный источник – международные аукционы, но и здесь на кону нестандартный редкий товар – пушнина, редкие породы дерева, шерсть, племенной скот…

Выяснить реальную ценовую картину могут помочь в местных ТПП, а также во Всероссийском научно-исследовательском конъюнктурном институте (ВНИКИ), где уже более 30 лет изучают рынки зарубежных стран.

– Очень полезный источник – аппараты торговых советников, – добавляет Алексей Плотников. – Их преимущество в том, что они работают за рубежом и имеют нужные связи, чтобы предоставить данные не только о ценах, но и о репутации потенциальных зарубежных партнеров.

Проверка репутации (реального финансового состояния дел потенциального парт­нера) – вторая важная часть подготовки к международной деятельности.

– Во многих странах, а в последнее время и в России появились специальные структуры, которые предоставляют закрытую коммерческую информацию. Стоит это недешево, ведь такие данные добывать сложно и опасно. И многие российские компании на такие расходы не идут, надеясь на авось, хотя это чревато серьезнейшими последствиями, – предупреждает эксперт. – Чем глубже предварительная проверка, тем проще и понятней будет работать дальше, и вы сможете выходить на переговоры с легким сердцем.

Для успешного начала полезно получить и personal file – сведения об образовании, трудовой карьере и даже характере конкретного человека, с которым предстоит иметь дело в другой стране.

– Иногда, наладив партнерские отношения, некоторые вопросы на Западе можно решить путем джентльменского соглашения, которое нигде не фиксируется, но исполняется, – резюмирует Алексей Плотников.

Подставить плечо

– Внешний рынок сегодня интересен многим компаниям, но вот специалистов с соответствующим экономическим образованием в нашей стране как не было, так и нет, – считает Плотников. – Именно от незнания тонкостей и происходят ошибки. На мой взгляд, государство должно озаботиться организацией базового внешнеторгового образования в стране.

А пока роль координатора по вопросам внешнеэкономической деятельности одним из первых в России взял на себя центр развития внешнеэкономической деятельности (Региональный центр поддержки экспорта), открывшийся при Томской ТПП в начале 2011 года.

– Мы решили концентрировать усилия палаты в двух направлениях: поддержка предпринимательства и вопросы внешне­экономической деятельности, – пояснил «ТН» президент Томской ТПП Аркадий Эскин. – Помимо обучающих семинаров в центре можно получить консультации по таможенным вопросам, господдержке экспортно-ориентированного бизнеса, переводу документов на иностранные языки.

Еще одно направление работы центра – организация деловых миссий. Недавно представители томских инновационных и производственных предприятий посетили Бразилию и Венесуэлу (в сентябре ожидается ответный визит). На 2011 год запланированы кооперационные встречи и деловые миссии предприятий лесного и строительного комплекса и сельскохозяйственных компаний в Австрию и Канаду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × пять =