Василий Неверов: В Октябрьском районе построим гражданское общество

«Необходимо повышать качество работы управляющих компаний и уровень доверия к власти», – так определил для себя главные задачи Василий Неверов, вступая в должность главы администрации Октябрьского района. Прошло ровно два года – получилось ли?

 

Конкуренция как двигатель

– Василий Васильевич, когда вы пришли в Октябрьский район, многие УК контролировались известными в городе людьми, что, мягко говоря, не всегда мотивировало их работать лучше. Вы создали частно-муниципальный «Маякъ». Удалось ли в итоге изменить ситуацию на рынке?

– Сегодня в районе есть конкурентная среда – работают 16 управляющих компаний. Правда, больше половины из них – мелкие, которые не имеют ни квалифицированного персонала, ни ремонтной базы, ни техники, поэтому сейчас мы проводим политику укрупнения компаний. УК «Маякъ» – один из флагманов, у нее в обслуживании порядка 200 тыс. кв. метров, это примерно 10% от жилого фонда (еще 20% – у ТСЖ). У нас получилось создать образцовую компанию с жестким контролем администрации, в том числе финансовым, чтобы люди в нее стремились. И действительно есть поток желающих, даже приходится его ограничивать – мощностей пока не хватает.

– За каждый дом, поди, вой­на?

– Не на жизнь, а на смерть! Это ведь всегда конфликт интересов – редко кто уходит по доброй воле. Я с каждым директором УК, работающей в районе, раз в неделю обязательно встречаюсь, в том числе по вопросам перехода домов из одной компании в другую. Отговорка всегда одна: дом мне должен. Начинаются горячие разговоры на собрании, судебные процедуры, после решения суда не в пользу старой УК – новые попытки провести собрание… Такой, например, была затяжная война с УК «Энергия» по поводу дома на Клюева, 26.

– И как поступаете? Административные рычаги?..

– У администрации права такие же, как у обычного собственника. Если есть в доме муниципальные квартиры, мы имеем право запросить финансовые документы, проверить их, инициировать общее собрание. Хотя, признаться, были примеры, когда я топал ногой и говорил: «Отдай дом!» Это происходило там, где ситуация складывалась особенно сложная: в морозы была разбалансирована платежность дома, новая компания зашла, старая не ушла, люди не знают, кому платить, платежи срываются, дом под угрозой замерзания в случае аварии.

Но это метод крайний, и применять его можно только в экстремальных случаях. В целом могу отметить, что на коммунальном рынке серьезно обострилась конкуренция: между разными УК, между УК и ТСЖ. В результате жалоб жителей на качество работы УК стало на порядок меньше. Зато на порядок увеличилось количество обращений по вопросам благоустройства. И здесь мы тоже попытались создать конкурентную среду: пригласили в район других подрядчиков («Экосервис», «Чистый дом»). «Спецавтохозяйство» сразу стало работать старательнее! В частности, этим летом вместо старых ржавых мусоросборников САХ начнет установку в районе евроконтейнеров, в некоторых местах появятся заглубленные контейнерные площадки.

Никто, кроме нас

– Сейчас в решении разных проблем мы делаем ставку на активных жителей. Весной в администрации района мы впервые организовали обучение председателей домкомов – «Академию домкомов», занятия посещали 30–40 человек, хотя желающих гораздо больше. С осени начнем второй цикл. Нужно, чтобы люди знали права, могли разбираться в азах бухгалтерии. И когда будет выстроена сеть домкомов (всего у нас 1 200 многоквартирных домов), можно будет создать систему контроля за деятельностью УК. Они, кстати, этого очень боятся, пытаются провести «своих», некоторых просто покупают: прощают коммунальные платежи, подкидывают деньжат… Во многих домах идут конфликты по этому поводу, но радует, что люди идею подхватили и «хозяином дома» стараются выбрать человека грамотного, честного. Далее председатели домовых комитетов будут объединены в ТОСы (территориальные органы общественного самоуправления) для решения общих проблем в микрорайонах: те же субботники, согласование планов асфальтирования, поддержание должного уровня детских площадок и т.д. В итоге должна быть выстроена эффективная цепочка взаимодействия «домком – ТОС – администрация района».

– Вы прямо хотите гражданское общество в отдельно взятом районе построить!

– Оно само построится – жизнь заставит. Потому что если в районе половина жилого фонда возрастом за 50 лет, то для того чтобы дом не развалился и прожил еще лет 30, за ним нужно следить, ухаживать, ремонтировать.

Лимит доверия

– Вообще, когда я пришел в администрацию, общественные организации отнеслись ко мне настороженно…

– Конечно, фээсбэшник (с 1983 по 2000 год Василий Неверов служил в ФСБ, в запас уволен в звании полковника. – Прим. ред.)…

– Даже не поэтому. Говорили: «У вас в администрации хапуги сидят». Чтобы вернуть доверие, пришлось почистить ряды. За два года уволились процентов 15 сотрудников, некоторые – по моей просьбе, другие – сами. В частности, по собственному желанию уволились начальник отдела ЖКХ, главный архитектор района. Не стесняюсь заявлять в правоохранительные органы о фактах коррупции – так, к уголовной ответственности были привлечены два сотрудника районной администрации. С другой стороны, мы попытались поменять стиль общения с народом: организовали почту доверия, работу общественной приемной главы района. Личный прием у меня – раз в неделю.

– Вы говорили, что один из главных инструментов повышения доверия к власти – прозрачность очередей.

– У администрации района только одна очередь, которую она ведет: на жилье. Мы должны производить переселение из аварийного и ветхого жилья в новое, предоставляемое субъектом Федерации. Но сразу всем квартиры дать не получится, ведь только в Октябрьском районе – 300 ветхих домов, в них примерно 2 400 квартир. Приходится искать варианты, чтобы это аварийное ­жилье хотя бы на голову людям не упало, как это произошло спустя неделю после моего заступления на должность на ул. Пушкина, 5. Например, в прошлом году впервые сделали ремонт печей, в результате пожаров в старых двухэтажках стало меньше на порядок. Плотно занялись откачкой выгребных ям, и дома перестали гнить. Капитально ремонтируем каждый год примерно по 14 домов. В прошлом году, когда затопило дома на ул. Лермонтова, у нас у единственных из городских районов хватило терпения и настырности получить средства из федерального фонда ГО и ЧС на ремонт двух домов. Пришлось по пять раз переделывать проектно-сметную документацию…

Дороги в будущее

– За два года в Октябрьском районе действительно сделано много: построена улица Клюева, отремонтирована вторая медсанчасть и т.д. Это просто совпадение или нельзя списывать со счетов ваши лоббистские возможности?

– Да какое лобби! Глава района – это маленький чиновник в иерархии власти, посредник между населением и администрацией города. Мне кажется, дело в другом: доверие к власти повысилось, и это сделало возможным многие проекты. Детсад в Солнечном был построен в долг ТДСК. ТПСК под наше честное слово строит многострадальную поликлинику на «спичке» – почти два этажа готовы. Потом предприятия активно берут шефство над территориями с целью благоустройства (заключено 170 соглашений), например сотрудники «Карьероуправления» очистили озеро на «спичке», посадили де­ревья, поставили лавочки и детскую площадку. Такой же сквер обещают сделать энергетики в мкр. Солнечном в районе озера. На этот год планируем, что миллионов 20–30 предприниматели вложат в благоустройство района, а мы со своей стороны заасфальтируем примерно 20% дворовых территорий (стоимость работ составит 93 млн рублей). Также определено шесть мест комплексного благоустройства: микрорайоны «Б» на Иркутском тракте, «спичка», Солнечный, площадь Соляная, территория у Воскресенской церкви, конец Иркутского тракта (дома 204–214). В общем, глобальные планы по приведению Октябрьского района в европейский вид…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 5 =