Алкогольный столбняк

ЗПП «Томский» без лицензии, «Томь-Экстра» съехала в неизвестном направлении

В Томске остался один производитель водки – ОАО «Сибирь», являющийся самым мелким игроком местного алкогольного рынка (по данным областного департамента потребительского рынка, доля «Сибири» в общем объеме производства менее 10%). А лидеры по производству и продажам – ЗПП «Томский» и «Томь-Экстра» – оказались без лицензии и в вынужденном простое. «Сухой закон» стал проблемой не только для предприятий и их сотрудников, но и для области в целом. К примеру, для бюджета месяц простоя ЗПП – это 20–30 млн рублей выпадающих доходов.

Берут измором

ЗПП «Томский» не работает с 18 апреля – у предприятия закончилась лицензия (срок действия 5 лет), и это парализовало работу завода. На ЗПП тишина. Цеха опечатаны. Работники в отпусках, и пока с содержанием (месячный бюджет предприятия по зарплате – 3 млн рублей).

– За те пять лет, сколько у нас была лицензия, процедура выдачи разрешительных документов сильно изменилась, – объясняет суть проблемы гендиректор завода Игорь Мусаев. – Раньше лицензированием занималась налоговая служба, теперь создан комитет Росалкогольрегулирования. Вектор госуправления – алкогольный бизнес под контроль, но при этом, как обещают, без создания монополии. Тактика Росалкогольрегулирования – не раздавать лицензии направо и налево. Видимо, достанутся они самым стойким.

В 2011 году у многих российских производителей (их порядка 300) закончились лицензии. Со слов Игоря Мусаева, 98% предприятий, обратившихся за разрешительной документацией, простаивают: кто два месяца, а кто и более полугода. Как говорит Мусаев, треть игроков (как добросовестных, так и не очень) уже ушли с алкогольного рынка. Оставшиеся трепыхаются.

Бумажный бой

Руководство ЗПП, зная, что риск встать велик, к лицензированию готовилось загодя – пакет документов, необходимый для получения лицензии, представлен в Росалкогольрегулирование еще 30 марта.

– По регламенту на экспертизу документов отведено 30 дней, – поясняет Игорь Мусаев. – Но комитет пренебрегает оперативными средствами связи (электронная почта, телефоны), по которым можно сообщить о нехватке той или иной документации. Сами дозвониться не можем – телефоны не отвечают. В итоге способ общения один – нам шлют письмо по почте, идет оно две недели.

– В середине апреля уведомили, что завод указал неточный адрес (когда лицензированием занималась иная служба, адрес вопросов не вызывал), – продолжает гендиректор. – Еще Росалкогольрегулирование запросило документацию по услугам лабораторий, с которыми у нас заключены договоры, 16 мая мы представили недостающие документы, причем я лично летал в Москву, чтобы узнать, когда комиссия ознакомится с бумагами. Оказалось, раз представлены новые документы, значит, начинается новая экспертиза, то есть снова 30 дней…

Но и это еще не все. После гос­экспертизы федеральное ведомство назначит комиссию, которая приедет из территориального управления по СФО, и если у нее не возникнет вопросов, томский производитель получит разрешительные документы. На ЗПП надеются, что в конце июня – начале июля завод оживет.

Полная неясность

А вот с «Томь-Экстра» – полная неясность. Даже в областной администрации о судьбе предприятия пока ничего толком не знают.

– Звонила на предприятие и с удивлением узнала: «Томь-Экстра» съехала в неизвестном направлении, – говорит специалист департамента потребительского рынка Мария Бражникова.

Известно, что водку «Томь-Экстра» не выпускает с конца 2010 года. Первой причиной стали долги предприятия, а потом и лицензия закончилась. Есть информация, что при участии учредителей «Томь-Экстра» создано новое ОАО «Экстра-Микс», но на этой площадке выпускают только слабоалкогольную продукцию. Собирается ли «Томь-Экстра» проходить лицензирование – вопрос.

Конкуренты идут

Растянутая во времени процедура лицензирования неизбежно ведет к перераспределению долей на алкогольном рынке страны и нашего региона в частности.

– Спрос на продукцию прежний, и если мы не выполняем свои обязательства перед контрагентами (звонят торговые сети, оптовики), полки магазинов заставляют товарами других производителей – к сожалению, наших основных конкурентов, – завершает Игорь Мусаев. – Группа компаний «Синергия» увеличивает присутствие (Мариинский завод, бренды – BELUGA, «Русский лед», «Мягков», «Беленькая», «Белое озеро». – Прим. авт.). Активен и новосибирский «Русский алкоголь» (самый продаваемый в Томске бренд – «Зеленая марка». – Прим. авт.). Словом, пока мы стоим, дистрибьюторы расширяют зону присутствия конкурентов на нашей территории.

ЗПП живет надеждой – будет лицензия, будет и шанс отыграться.

 

только факты

Былое распределение рынка. ЗПП «Томский» – 58,3% (в среднем ежемесячно завод выпускал 28,8 тыс. декалитров). «Томь-Экстра» – 32% (13,3 тыс. декалитров в месяц). «Сибирь» – 9% (4 тыс. декалитров месяц).

 

Наша справка

Крах империи?

ЗПП «Томский» – государственное предприятие (100-процентный пакет акций принадлежит Росимуществу). До декабря 2006 года завод возглавлял Борис Мамоян. Ему же, по версии следствия, подконтрольна «Томь-Экстра», с которой ныне полная неясность, и сеть магазинов «Традиции империи».

Напомним, в декабре 2010 года Борис Мамоян по решению суда был отстранен от занимаемой должности. Экс-директору предъявлено обвинение в совершении преступления (ч. 1 ст. 201 УК РФ – злоупотребление полномочиями). В 2006 году, являясь гендиректором ЗПП «Томский», Борис Мамоян заключил договоры купли-продажи и аренды с двумя коммерческими фирмами: часть помещений сдал в аренду, другой объект продал. Согласно закону директор имел право распоряжаться имуществом государственного завода, но продажа или аренда не должны осуществляться по заведомо заниженной цене, то есть приносить ущерб государству. По версии следствия, такой ущерб от действий Бориса Мамояна составил более 20 млн рублей.

Сейчас экс-директор ЗПП знакомится с материалами уголовного дела.

 

между делом

Шанс для маленького

ОАО «Сибирь» – предприятие для Томска новое: завод запущен в 2008 году, лицензия истекает в 2013-м. И теоретически сегодня у самого мелкого игрока есть шанс увеличить свою долю рынка.

– «Сибири» выпал шанс: особо вырваться не удастся, но обеспечить небольшой прирост возможно, – прогнозирует гендиректор ЗПП «Томский» Игорь Мусаев.

– Пока «Сибирь» ежеквартально производит примерно 11 тыс. декалитров (119 тыс. литров) – около 10% в общем объеме производства на тот момент, когда два других томских завода работали. При активной маркетинговой стратегии у «Сибири» есть возможность расширить сферу влияния, особенно если местные и другие российские производители алкогольной продукции простоят дольше, чем надеются, – считает специалист департамента потребительского рынка Мария Бражникова.

– У нас есть прирост – производим 40 тыс. декалитров в квартал, – заверил «ТН» учредитель и гендиректор ОАО «Сибирь» Владимир Резников. – Рост продаж скорее на внешнем, вне области, рынке. Вести агрессивную политику будем немного позже, когда сдадим еще 8 тыс. квадратных метров – строю дополнительную производственную площадку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *