Зеленый отпад

Деревья гибнут, так и не пустив корни

 

– «Не беда – хоть что-то, но останется», – говорят те, кто, не зная тонкости технологий, высаживает деревья.

– «Деньги на ветер», – критикуют дилетантский подход специалисты

Рекордные для Томска компенсационные посадки – 11 900 (!) берез – высадило СУ-920, субподрядчик «Ханты-МансийскДорстроя», вдоль транспортного узла улиц Л. Толстого, Сибирской с выходом на ул. Балтийскую. Деревья должны компенсировать те 1,5 тыс. насаждений, которые три года назад принесли в жертву строительству дороги на ул. Балтийской. Однако многие саженцы уже засохли, не прожив и месяца. Виктор Большаков, за свою 20-летнюю практику работы в «Томскзеленстрое» посадивший не одну сотню деревьев, по приглашению «ТН» выехал на место и констатировал: технология нарушена, поэтому процент саженцев, которые не приживутся, велик.

– Деревья давайте все-таки по осени посчитаем, – предлагает Александр Яновский, представитель городского департамента капстроительства, курирующий как строительство дороги на этом участке, так и процесс организации компенсационных посадок. – Кто будет ухаживать за деревьями? Это вопрос второстепенный и уже не наш. Нам бы дорогу сдать, а насаждения – не наша головная боль. Администрация, если надо, найдет им хозяина.

И это не единственный пример, когда молодые деревца гибнут, так и не пустив корни.

– В Томске с насаждениями хаос, – оценивает положение дел Галина Шанина, директор ОАО «Томскзеленстрой».

 

Трудно не заметить

Три года назад, когда подрядчик собирался приступить к строительству дороги по ул. Балтийской, деревья выкорчевывали массово. В управлении по охране окружающей среды тогда успокаивали: будут выполнены компенсационные посадки с расчетом 1 к 10, то есть взамен почти 1,4 тыс. уничтоженных деревьев подрядчик («Ханты-Мансийскдорстрой») высадит 13 230 деревьев.

И вот почти месяц назад саженцы расположились вдоль обочин улиц Сибирской, Толстого, Балтийской и Осенней. Со слов представителя подрядной организации Анатолия Винокурова, его подчиненные самостоятельно высадили 11 900 березок. Еще 1 330 саженцев обретут городское место жительства осенью.

Но не нужно быть экспертом, чтобы заметить – многие деревья уже засохли, у многих вряд ли есть шанс на выживание. Кстати, это обывательское наблюдение сделали не только горожане, все чаще замечающие молодой сухостой, но и первый заместитель мэра Евгений Паршуто. Две недели назад, заметив на объезде территории молодые и уже погибшие насаждения, Паршуто бросил:

– И все зря: так посадили, что не прижились.

«Условия не созданы»

Профессионально оценить ситуацию «ТН» попросили Виктора Большакова, прораба ОАО «Томск­зеленстрой». Он много лет принимает участие в озеленении города: и патронировать посадки, и выхаживать деревца приходилось много раз.

– Здесь однозначно высаживали деревья без участия специалистов, – осматривая «плантацию» берез, комментирует Большаков. – Условия, чтобы саженцы прижились, не созданы. Где приствольные лунки? Они обязательно нужны, ведь первое время деревья нужно поливать. А в такую жаркую погоду и в первый месяц переезда это нужно делать чуть ли не ежедневно. Чтобы вода была сконцентрирована на месте посадки, нужна приствольная лунка, куда за раз можно вливать до 35 литров. Если же полить эти саженцы, то они не напьются: сразу вберут мало жидкости, а вода, раз лунки нет, уйдет по склону. Вообще, судя по тому, что я вижу, должного полива здесь не было давно. Меня это не удивляет: в Томске даже если садят деревья, то не поливают – экономят, час поливочной машины в разных компаниях стоит в среднем 900–1 200 рублей. И посадили, кстати, хаотично, а должна быть хоть какая-то геометрия – либо линейки, либо шахматный порядок.

– Еще одно грубое нарушение – несоблюдение дистанции, – продолжает Виктор Николаевич, осматривая посадки на Сибирской и прилегающих улицах. – Березы – это не кустарники, а крупномерные деревья, между которыми должно быть расстояние не менее 2,5 метра, иначе у них не будет своего жизненно важного пространства. Перечисленные нарушения однозначно ведут к большому отпаду насаждений. «Летальность», конечно, всегда неизбежна, но при соблюдении технологий она составляет 4%, а здесь результат будет, разумеется, печальней.

«Обычное дело»

Директор СУ-920 Анатолий Винокуров, чьи рабочие пачками садили березки, с экспертной оценкой не согласен:

– Садили сами и поливаем сами – по ночам, поэтому никто процесс не замечает, а к обеду в такую жару земля уже высыхает. Что не нравится-то? Деревья не прижились в полном объеме? Обычное дело. У нас в документах написано, что падеж может доходить до 20% – мы садили саженцы без грунта, потому что это дешевле, чем завозить растения с закрытой корневой системой. Да – экономим, потому что приоритет – дороги.

По поводу расстояния между саженцами, которое мы не соблюли: компенсационная высадка – порядка 13 тыс. деревьев, и если бы садили реже, то не смогли бы выполнить нужный объем работ. А другую площадку для насаждений не дают – только вдоль построенных магистралей. А нет требуемого объема – будут проблемы со сдачей объекта: зачем нам это нужно? – откровенен Винокуров.

«Не наш вопрос»

– Что вы раньше времени шум поднимаете? – упрекает «ТН» Александр Яновский. – Кто контролирует компенсационные посадки? Да кто только не контролирует. В данном случае наш департамент, ведь мы являемся заказчиками строительства улицы Балтийской и примыкающих. Согласен с критикой только в одном – саженцы посадили слишком близко. А то, что какие-то не прижились – ну бывает, растения еще и болеют, может, какие-то все-таки оживут. А если нет, то осенью деревья пересчитаем, и коль гарантия на насаждения три года (как и на дорожный объект), подрядчику предстоит березки досадить.

– Кто будет ухаживать за деревьями, кому передадут на баланс и кто будет оценивать положение дел хотя бы на гарантийный период? Не знаю, – после продолжительной паузы завершает Александр Яновский. – Наше дело – сдать дорогу (сдача ул. Балтийской и связанных с ней Сибирской, Алтайской и Толстого пока не произошла), а насаждения – не наш вопрос.

«С насаждениями – хаос»

– В Томске с насаждениями хаос: планирования, сколько и каких деревьев понадобится, нет уже несколько лет. Деревья садят все кому не лень, а как высаживают – это мало кого волнует, – оценивает положение дел Галина Шанина, директор ОАО «Томскзеленстрой». – Посадки проходят без согласований, без консультаций и участия специалистов. В итоге сегодня с помпой садим, а завтра – выкапываем (к примеру, во время ремонта сетей). Договоры на уход – а это обязательства исполнителя и гарантия выживания насаждений – не заключаются. И стоит мне на городском уровне поднять тему – в ответ упреки в лоббировании интересов компании, которой руковожу. Но в Томске уже не только наша организация занимается озеленением – мэрия могла бы сотрудничать с разными предприятиями, но эти отношения пока даже не выстраиваются. Вот и получается, что подрядчики, которые меняли коммуникации и строили дороги, занимаются благоустройством как им в голову придет – их самодеятельность бесконтрольна, они не обязаны привлекать профессионалов и обходятся собственными силами. Но город же не огород, где кто во что горазд. Пора уже выработать четкие правила и их придерживаться.

 

Виктор Большаков: «В отчете мэра за работу администрации в 2010 году прозвучало, что в Томске за год высадили 7 тыс. деревьев. Кто градоначальнику такую цифру в отчет вписал? Такого просто не может быть! 7 тыс. саженцев – это нашей компании полгода надо, не разгибаясь, садить деревья.

 

к вопросу о саженцах

– Саженцы из питомника. Какого именно, не скажу, – упорствует Анатолий Винокуров.

– Молодняк из Трубочева – в «Томскзеленстрое», очевидно, и куплены, – уверяет Александр Яновский.

– Это точно не наши саженцы – посадочный материал «Томскзеленстроя» мне, как никому другому, знаком, – улыбается Виктор Большаков. – А здесь будто просто из леса накопали: длина, толщина стволов разная…

Директор питомника в Трубочеве Александр Емельянов заявил «ТН»: березы у них никто не покупал – они не востребованы, поэтому в продаже отсутствуют. В Курлекском питомнике сообщили: саженцы в таком объеме у них не закупали.

Кстати, о цене вопроса. Саженец березы стоит 400–500 рублей. Если на Балтийской, Сибирской, Толстого высадили 11 900 березок, то их общая стоимость почти 6 млн рублей.

 

15 июня «ТН» обратились за комментарием в управление охраны окружающей среды мэрии. Три ее представителя неофициально согласились, что до крупногабаритной зелени руки действительно не доходят. Мы хотели получить комментарии главы управления Ольги Минеевой и не раз звонили в службу, в итоге оставив Ольге Афанасьевне номер телефона через секретаря. Увы, до сдачи номера в печать звонка не дождались…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 7 =