Всегда рядом

Очерки истории современного Сбербанка  

В предыдущих номерах «ТН» читатель уже смог ознакомиться с историей Сбербанка в период с 1841 до 1970-х годов. Сегодняшняя публикация продолжает начатую тему.

Время радикальных реформ

Во второй половине 1980-х годов система Гострудсберкасс СССР вступила в полосу радикальных реформ. С 1 января 1988 года в стране начали действовать специализированные государственные банки, в числе которых – Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР), созданный путем реорганизации Гострудсберкасс. В его структуре работало 15 республиканских банков, в каждом из которых действовало соответствующее число региональных банков, в составе которых находились отделения, включавшие в себя филиалы и агентства. Все отделения банка получили право хозяйственной инициативы и перешли на хозрасчет.

Приоритетом деятельности Сбербанка СССР стало привлечение денежных средств физических лиц. В соответствии с этим серьезно расширился ассортимент банковских продуктов и услуг для населения: появились новые виды вкладов, введена дифференциация процентных ставок по ним в зависимости от срока размещения, развивалось кредитование на жилищное строительство. С появлением в стране коммерческих банков Сбербанк стал активно кредитовать и их. Повсеместно внедрялись современные банковские технологии. В 1989 году Сбербанк СССР присоединился к международной платежной системе Visa International. По первым пластиковым картам Сбербанка, выпущенным в рамках пилотного проекта с Visa International, был установлен кредитный лимит в 500 советских рублей. В октябре 1989 года в Москве начал работу первый в стране банкомат. Таким образом, банковское дело в стране модернизировалось быстрыми темпами. Но в экономику вторглась политика. На Сбербанк СССР фатальным образом спроецировался разворачивающийся конфликт между руководством РСФСР и союзным центром.

13 июля 1990 года Верховный Совет РСФСР объявил Республиканский банк РСФСР Сбербанка СССР суверенной собственностью России. Близкую позицию заняли власти других союзных республик. Попытки сохранить Сбербанк СССР путем глубокого реформирования его системы ни к чему не привели, и 20 декабря 1991 года Госбанк СССР прекратил существование. Правопреемником упраздненного банка стали республиканские сбербанки.

Новому российскому банку пришлось выстраивать свою работу в чрезвычайно трудных условиях. В стране менялись экономические отношения, а развитие нормативно-правовой базы за этим процессом не успевало. Вдобавок ко всему в стране сложилось крайне неблагополучное финансовое положение – время гиперинфляции сменилось эпохой жесточайшего дефицита денег, что сказалось как на возможностях вкладчиков, так и на потенциале заемщиков. Серьезный удар банку нанесла проблема советских вкладов, «сгоревших» в огне гиперинфляции 1991–1992 годов. Вместе с тем следует отметить, что пострадавшие граждане в целом верно оценили истинные причины этой драмы: причиной обесценивания сбережений стали не действия банка, а политика государства, освобождавшегося от своих обязательств за счет населения. Кроме того, резкое падение доходов населения в глубинке в 1990-е годы, вытеснение денежных расчетов натуральным обменом и взаимозачетами сделали работу удаленных подразделений банка убыточными. Их приходилось ликвидировать. В Томской области в 1998 году было закрыто 18 филиалов Сбербанка. Но руководство банка понимало, что этот процесс имеет большие социальные издержки и искало приемлемый выход в развитии так называемых разъездных сберкасс – своеобразных офисов на колесах. В Томской области этот проект был успешно реализован в 2007 году. Сегодня два передвижных пункта кассовых операций обслуживают 14 сельских поселений Томского района.

Надежность в приоритете

В 1990-е годы руководство Сбербанка делает ставку на укрепление надежности. И это быстро приносит плоды – вкладчики, разочаровавшиеся в нереальных предложениях новых финансовых структур, в полной мере оценили преимущества банка с многолетней надежной историей. Поэтому, несмотря на тяжелую финансовую ситуацию второй половины 1990-х годов, показатели Сбербанка в этом периоде имели устойчивую положительную динамику. Так, в кризисном 1998 году кредитный портфель банка вырос по сравнению с 1997 годом в 1,5 раза. Несмотря на наплыв вкладчиков в подразделения банка в первые дни кризиса, Сбербанк ни на минуту не прекращал их обслуживание. Ни на один день не прекращались и платежи Сбербанка юридическим лицам. Устойчивости банку добавило и решение правительства России об организации перевода вкладов физических лиц из проблемных коммерческих банков в Сбербанк. В рамках этого механизма в Сбербанк по заявлениям владельцев передавались вклады из банков, пострадавших от кризиса.

Сумма вкладов населения в Сбербанк в первый послекризисный 1999 год увеличилась лавинообразно. Вот цифры по томскому Сбербанку – сумма вкладов населения в 1997 году составила 504,3 млрд неденоминированных рублей (504,3 млн деноминированных рублей), на 1 января 1999 года – 571 млн рублей, на 15 сентября 1999 года – 1 млрд 10 млн рублей. Таким образом, из кризиса 1998 года Сбербанк вышел значительно окрепшим. Уже в начале декабря 1998 года он возобновил кредитование населения в регионах страны, в том числе и в Томской области. В конце 1998 года руководство Сбербанка России приняло решение о запуске процесса снижения ставок по кредитам для предприятий и населения. В 1999 году кредиты населению выдавались ниже ставки рефинансирования, что дало положительные результаты уже в 2000 году. Объем кредитования населения и предприятий к уровню 1999 года вырос в 3 раза.

Значительно укрепила финансовый потенциал Сбербанка России на Томской земле реорганизация структуры банка. Летом 2000 года правление Сбербанка приняло решение о переходе на территориальную структуру банка, предполагавшую создание крупных территориальных банков в пределах макрорегиона. В 2001 году был создан Сибирский банк Сбербанка России. Первоначально он объединил подразделения банка Новосибирской, Кемеровской и Томской областей, позднее в его состав вошли подразделения Алтайского края и Республики Алтай. Реорганизация позволила консолидировать ранее разрозненные по регионам финансовые ресурсы в рамках мощных территориальных банков. Валюта баланса Сибирского банка Сбербанка России в 2001 году составила 30 млрд руб-

лей. Кредитный портфель по итогам первого квартала того же года составил 7 млрд рублей, увеличившись за квартал на 1,5 млрд руб-лей. Появилась возможность увеличить суммы кредитования клиентов, привлекать крупных заемщиков, продолжать снижение процентных ставок по кредитам, а также получать значительные средства на межбанковском рынке.

Особым направлением в становлении Сбербанка как современной финансовой компании стало внедрение новых технологий и новых банковских продуктов. Уже в середине 1990-х годов появилась автоматизированная платежная система «СБЕРКАРТ», позволяющая использовать для хранения денег и операций с ними пластиковые карты. Банк также выдавал и обслуживал карты международных брендов – VISA, MasterCard, Cirrus/Maestro. В 2000 году в Томске насчитывалось 9 тыс. владельцев карт Сбербанка. В 2010 году число банкоматов Сбербанка в Томске составило 236 единиц. Число держателей пластиковых карт превысило 400 тыс. человек.

Развиваются и другие продукты Сбербанка. Получают распространение срочные пенсионные вклады, процент по которым был существенно выше среднего и мог выплачиваться ежемесячно. С 1999 года банк приступает к реализации золотых и серебряных монет различных серий – в условиях финансовой нестабильности этот инвестиционный инструмент становится особенно востребованным. Для поездок за границу банк предлагает клиентам дорожные чеки, позволяющие получать соответствующие суммы в стране пребывания в местной валюте и тем самым легально вывозить любые необходимые суммы денег. Особую роль в студенческом Томске играют целевые кредиты Сбербанка на образование, по условиям которых студенту в период учебы достаточно выплачивать только проценты, основную же сумму кредита можно погашать после получения диплома и трудоустройства. Внедряются различные удобные технологии для перевода денег по России.

Основной проблемой, вставшей перед Сбербанком в обслуживании физических лиц, стали очереди. Несмотря на обширную сеть, наплыв клиентов в Сбербанке всегда был высоким. Традиционно в банке не хватало помещений и персонала, в результате чего клиентам приходилось для совершения любой операции подолгу выстаивать в очередях. Решение проблемы было найдено во внедрении биллинговых технологий, позволяющих клиентам совершать множество операций, не обращаясь непосредственно к сотрудникам банка. Через терминалы самообслуживания Сбербанка можно оплачивать коммунальные услуги, налоги, штрафы, госпошлины, услуги связи, платить за образование, погашать кредиты. На сегодняшний день в Томской области работает 142 информационно-платежных терминала Сбербанка. Повсеместно внедряется принцип красной линии, позволяющий распределять поток посетителей так, чтобы максимально экономить их время. Развивается и услуга «Мобильный банк», позволяющая клиенту управлять своими средствами с мобильного телефона. В 2011 году число пользователей «Мобильного банка» превысило 216 тыс. человек. Для любителей распоряжаться своими финансами через Интернет в банке работает система «Сбербанк ОнЛ@йн», ею пользуются более 130 тыс. человек.

Традиционные ценности

Современный Сбербанк России позиционирует себя как социально ответственная компания. Благотворительность и спонсорская деятельность стали для него неотъемлемой частью деятельности. Это в полной мере относится и к деятельности банка на Томской земле. Он оказывает адресную поддержку людям, оказавшимся в трудной ситуации, поддерживает областной художественный музей, оказывает помощь Тунгусовскому детскому дому, социально-реабилитационным центрам, организациям ветеранов войны и труда.

Традиционные ценности – дальновидность, забота о будущем, а не только о сиюминутном благе, приоритет устойчивости и надежности, ориентация на массового клиента в сочетании с открытостью инновационным технологиям и современным маркетинговым подходам открывают перед Сбербанком России и его Томским отделением надежные перспективы. Недаром в непростой 2010 год Томское отделение № 8616 увеличило чистую прибыль по сравнению с предыдущим годом в 2,8 раза, превысив уровень этого показателя в благополучном 2008 году.

Как работают в современных условиях подразделения банка мы расскажем в следующих публикациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *