Маршрутный каркас

Кардинальное изменение транспортной схемы власти Томска планируют провести уже в этом году

 

Самыми загруженными были названы участки от пер. 1905 до пр. Фрунзе – до 39 маршрутов, в районе 4-й поликлиники – до 27 маршрутов, на пр. Фрунзе на отрезке от ул. Красноармейской до ул. Кулагина – 12 маршрутов. Из нынешних 600 маршруток, ежедневно выходящих на улицы Томска, предложено оставить 400–420. По оценке главы комитета по транспорту департамента городского хозяйства Николая Клокотина, это существенно изменит картину на городских артериях

 

Ликвидировать 20 дублирующих маршрутов (7 городских, 13 межмуниципальных). Убрать с томских улиц около 30% автобусов (180–200 из 600). Продлить 18 существующих маршрутов. Провести новые конкурсы на абсолютно все маршруты. Допускать к конкурсу автобусы не старше 10 лет. Запустить региональную программу «Утилизация-ПАЗ». Реализовать программу массового перевода пассажирского автотранспорта на газовое топливо.

Таковы основные контуры масштабной оптимизации маршрутной сети Томска, представленной на прошлой неделе рабочей группе под председательством спикера гордумы Сергея Ильиных городским комитетом по транспорту. И решение членов комиссии было единодушным: именно этот транспортный каркас нужно взять за основу и представить на утверждение мэру Томска Николаю Николайчуку.

Реализация программы, которая, по словам разработчиков, призвана разгрузить основные магистрали Томска и обеспечить большую транспортную доступность горожанам, намечена уже на этот год. При этом заранее понятно, что предлагаемые меры существенно повлияют как на маршрутный бизнес, так и на горожан и органы власти.

 

Конкурсы на все маршруты

Что будет с сокращаемыми маршрутами? Этот вопрос на заседании рабочей группы стал самым обсуждаемым.

– Минус 200 автобусов. Хотелось бы точно знать, сколько владельцев общественного транспорта потеряют источник дохода? – задал вопрос Сергей Ильиных.

– Ликвидация маршрутов не означает, что они все разом выйдут из игры, – ответила представитель городского комитета по транспорту Ольга Свахина.

– Маршруты, которые оставляем, предусмотрительно продляем, чтобы закрыть потребность граждан в транспортной доступности, – пояснил Николай Клокотин, глава комитета по транспорту департамента городского хозяйства, и привел пример: – Маршруты № 2 и 119 дублируют друг друга в черте города на 80%. 119-й предложено ликвидировать. Но, чтобы пассажиры могли доехать до Лоскутова и аэропорта, маршрут № 2, соответственно, продляем.

Согласно новой схеме продление предусмотрено по 18 маршрутам. То есть их километраж возрастет, а чтобы сохранить интервал, на линиях потребуется больше автобусов, чем работает сейчас. Предполагается, что эта потребность будет восполнена автобусами с упраздненных маршрутов.

При этом перевозчики, чьи маршруты попадают в черный список, полностью смогут побороться за место под солнцем. Когда сеть сложат (речь однозначно шла про этот год), специалисты пересчитают километраж, интервал, необходимое количество подвижного состава, а мэр подпишет соответствующее постановление, будут объявлены конкурсы на абсолютно все маршруты.

Кто-то останется вне игры

Предпринимателей ждет еще одно большое новшество: Николай Клокотин заявил, что в договорах появится пункт, что на линию допускаются автобусы не старше 10 лет.

При этом, по данным комитета по транспорту, сегодня 90% подвижного состава – 2002–2004 года выпуска. А по данным управления автодорожного надзора, 85% автобусов в возрасте 10 лет и старше.

То есть подавляющее количество нынешнего парка уже вне или почти вне игры.

Пропуск на рынок

В связи с этим особую тональность приобретает региональная программа «Утилизация-ПАЗ». По мнению губернатора Виктора Кресса, программа должна быть подобна той, что действует на федеральном уровне в отношении легковых автомобилей: владелец старого автобуса сдает его в утиль и покупает новый. Цена вопроса 700 тыс. – 1,2 млн рублей, а бюджет компенсирует 100 тыс. рублей.

– Программу уже разрабатываем. Цена вопроса для областного бюджета, если заменить 600 автобусов, – 60 млн рублей, – пояснил Сергей Световец, председатель областного комитета по транспорту.

Программа, считают члены рабочей группы, позволит региону решить вопрос безопасности пассажироперевозок, а предпринимателям – больную проблему обновления подвижного состава.

За последние четыре года в Томске заменено не более 20 автобусов, и парк не обновляется по объективным причинам. Рынок лихорадит – то одни нововведения, то другие. Доходы сократились. Банки кредиты предпринимателям не дают – одни перевозчики в зоне риска, другие сами опасаются кредитоваться. А на законодательном уровне не осталось рычагов, позволяющих обязать маршрутников не эксплуатировать старый транспорт – раньше таким рычагом являлось лицензирование.

Собеседники «ТН» не смогли четко ответить на вопрос, что будет раньше – внедрение новой маршрутной схемы или обновление парка в рамках программы «Утилизация-ПАЗ». Но возникло стойкое ощущение, что именно участие в программе станет пропуском на рынок маршрутных перевозок.

 

Тариф пересмотрят

Один из членов рабочей группы высказал мнение, что сокращение маршрутов станет благом для оставшихся перевозчиков – на сколько уменьшается количество автобусов, на столько же возрастает рентабельность, ведь пассажиропоток не изменится.

Александр Ткачук, один из немногих лидеров маршрутного рынка (владеет двумя десятками автобусов), согласился, что «направление выбрано правильное», но, прежде чем отрезать, посоветовал семь раз отмерить. Так, по оценке Ткачука, экономическая составляющая маршрутов, которые будут продлены, пока не совсем ясна: продление маршрутов приведет к увеличению пробега вне города, и перевозчикам может просто не хватить пассажиров, чтобы работать на существующем тарифе.

Члены рабочей группы согласились, что тариф в ближайшем будущем предстоит пересмотреть.

 

Предложения по оптимизации маршрутной сети томска

СКАЗАНО

в правильном направлении

Анатолий Абрамов, заместитель мэра Томска по экономике:

– Я только вернулся с конференции-совещания «Городская транспортная инфраструктура. Безопасность граждан на транспорте». Впервые тема развития муниципального общественного транспорта поднята на столь высоком уровне: представители 50 регионов обсуждали вопросы организации и нормативного регулирования городских пассажироперевозок, технические инструменты, позволяющие повысить качество и безопасность транспорта. Вернулся с убеждением, что Томск движется в правильном направлении: стратегия, как в других российских городах, с приоритетом электротранспорту, создается маршрутная схема с учетом интересов прежде всего томичей, благодаря которой удастся заменить устаревший парк.

 

менять условия

Иван Бубеннов, заместитель начальника областного управления автодорожного надзора:

– Утилизация в том виде, который обсуждается, – разовая акция. Выиграем 3–4 года, а дальше? Машины снова устареют. Нужно в целом менять условия эксплуатации – создавать хотя бы один специализированный автосервис, который после критичного пробега может капитально отремонтировать машину и дать гарантию, что она безопасна для перевозки пассажиров. Сейчас в Томске нет ни одного такого сервиса.

 

ГАЗОВЫЙ КОТЕЛ

– Хотели в массовом порядке перейти на газ и тем самым сократить расходы на топливо, – поднял еще один больной вопрос Александр Ткачук. – Но услуги компаний по установке газомоторного оборудования выросли в два раза – с недавних 70–90 тыс. рублей за автобус до 130–200 тыс., а период ожидания растянут на 2–3 месяца. И с газовыми заправками проблемы – в Томске их всего три, одна из них устаревшая.

Сергей Ильиных согласился, что проблема с переходом маршруток на газ актуальна, и отметил: сеть альтернативных заправок не развивается потому, что этому препятствуют крупные игроки бензинового рынка, не заинтересованные в потере крупного потребителя. (Ежедневно маршрутный парк оставляет на АЗС Томска более 1,2 млн рублей.)

Со слов Ильиных, власть уже взяла на себя функции лоббиста по развитию инфраструктуры, которая позволит осуществить перевод пассажирского автотранспорта на газовое топливо.

 

За почти 20-летнюю историю маршрутных перевозок впервые разработчиками программы подготовлена детально проработанная схема.

Может, это и совпадение, но активные движения в решении маршрутного вопроса начались вскоре после недавней реплики губернатора, который сказал, что старые автобусы и их невероятное количество бросились в глаза московским и иностранным гостям недавно прошедшего инновационного форума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *