Место «Встречи»

Простая философия и сложные реалии Асиновской потребкооперации

 Раньше на этом месте стояло старое деревянное зданьице кафе «Встреча», больше похожего на захудалую закусочную-забегаловку. От той «Встречи» остались только не слишком добрая память и несколько бледных любительских фото…

Сейчас здесь из-под строительных лесов предпразднично и интригующе зеркалит огромными окнами-витринами новое трехэтажное здание, добавляя центральной улице городка нарядности и респектабельности. Это – будущий центр досуга для молодежи, который Асиновское райпо планирует открыть уже в конце нынешнего года. Имени у нового объекта соцкультбыта пока нет, но формат в целом понятен.

 

– Это будет современное кафе для молодежи, для семейного отдыха, возможно, спорт-бар, – говорит руководитель Асиновской потребкооперации Олег Громов. – Хотим организовать здесь же, рядом с залом, глубокую переработку сырья, чтобы свежее мясо, рыба-гриль, шашлыки готовились буквально на глазах у публики.

Идеолог и вдохновитель проекта Олег Громов увлеченно рассказывает: здесь будет своеобразная фабрика-кухня, чтобы при желании можно было купить охлажденные полуфабрикаты и приготовить их быстренько дома. Там разместятся залы с бильярдом или даже настольным теннисом. Тут и тут появятся большие экраны, а в стороне от суеты оборудуют VIP-зону…

– Впервые за 10 последних лет мы взяли кредит, раньше старались обходиться без внешних заимствований и обновляли производственные мощности, исходя из собственных возможностей, – говорит Громов. – Но этот объект крупный, сложный, только своими силами нам было его не потянуть. Спасибо руководству регионального Томскпромстройбанка – без лишних проволочек предоставило приемлемые условия кредитования… Зато к концу года асиновская молодежь будет иметь свой современный центр досуга.

Даже в самые грозные годы…

Ежегодно на инвестиционные цели Асиновское потребительское общество выделяет по 10–12 млн рублей. В прошлом году, например, удалось капитально реконструировать объекты торговли и общепита в трех центральных усадьбах – селах Ново-Николаевка, Маложирово и Больше-Дорохово. Кроме того, заменили девять крыш на различных «кооперативных» строениях, практически во всех своих магазинах и магазинчиках установили пластиковые окна и кондиционеры.

– На все наши улучшения покупатели отвечают покупками, – говорит Громов. – Примеры? В Ягодном и Больше-Дорохове мы на протяжении 4–5 лет совершенствовали внешний вид и комфортность объектов торговли, и они демонстрируют устойчивый рост объемных показателей. Для комбината кооперативной промышленности в 2010-м приобрели две современные энергоэффективные печи – сразу же улучшилось и стабилизировалось качество выпечки, расширился ассортимент и (впервые!) стали расти объемы продаваемого хлеба. Открыли торгово-закупочный цех с помещениями-холодильниками – увеличились объемы заготовки и переработки…

В структуре Асиновского райпо четыре сельских потребобщества, и в каждое ежегодно делаются капитальные вложения.

– Нынче будем покупать современную отсадочную машину, благодаря которой можно будет расширить ассортимент и увеличить объемы выпуска кондитерских изделий, в магазинах и кафе поменяем четыре десятка дверей… Движемся вперед большими или малыми шагами – как получается… Даже в самые трудные, грозные годы я ставил одну задачу – инвестиции в основной капитал должны идти постоянно!

Социальный аспект

Ни в тяжелейшие 1990-е, ни в пик кризиса асиновская потребкооперация не бросила на произвол судьбы ни одной деревни в районе, хотя во многие из них приходится, образно говоря, во-зить воздух.

– Если мы уйдем из этой беспризорной ниши, занять ее охотников не найдется. Кто станет работать себе в убыток? – говорит Громов.

Взять, к примеру, Новиковское сельское поселение: семь поселков находятся полностью под кооперативной опекой. В одном из них – Светлом – проживают около 300 человек, в их числе несколько учителей и медработников, а в основном – безработные, пенсионеры и дети. Автобус сюда ходит не каждый день. Еще пару лет назад в Светлом держал лавку частник, да съехал: доходы маленькие. Невыгодно. Остался лишь кооперативный магазин в арендованном у «Сельхозтехники» помещении. Потом «Сельхозтехника» развалилась, а здание местная администрация решила разобрать на кирпичики. Пришлось кооператорам покупать под магазин частный дом и спешно на свои средства делать там ремонт, надеются на днях справить новоселье…

По приемлемым ценам (выше, чем у перекупщиков) потребкооперация закупала и закупает у селян мясную и молочную продукцию, картофель, овощи, дикоросы, рыбу. Сдатчики мяса получают единовременно по 30 тыс. руб-

лей и более.

– На почве заготовок с нами сотрудничают свыше тысячи домохозяйств. Все это, несомненно, уменьшает безработный замор в деревнях, – говорит Олег Громов и грустно добавляет: – Если бы только государство было чуть подобрей к потребкооперации…

Когда и нулевой результат – результат

Как и все, кооперация тяжко пережила кризис. Как и весь малый и средний бизнес, ее давят налоги, взлетевшие страховые взносы, тарифы.

– Представьте себе, в прошлом году только по налоговым статьям мы заплатили 23,5 млн рублей. За счет увеличения страховых взносов налоговая нагрузка на коллектив райпотребсоюза увеличилась на 18 млн рублей, а для каждого сельпо – на 700 тыс. в год. Еще три года назад горпо платило за электроэнергию чуть больше 100 тыс. рублей в месяц, сейчас – полмиллиона; траты на энергию комбината кооперативной промышленности выросли с 70 до 300 тыс., в итоге райпо ежемесячно выкатывается счет в миллион. Как этот миллион заработать? На чем сэкономить? Нам уже пришлось проводить оптимизацию – сократили по райпотребсоюзу 60 ставок.

Положение асиновской кооперативной торговли усугубили и зашедшие в райцентр сети – «Поляна», «Мария-РА» и «Сибиряк».

– Идет колонизация муниципальных образований крупным финансовым капиталом и угробление местного малого бизнеса, – категоричен Громов. – Я здесь живу и вижу, как под непосильным налоговым, тарифно-ценовым бременем опускаются руки у асиновских предпринимателей. Я всех их хорошо знаю, вместе мы прошли это трудное двадцатилетие: очень порядочные и преданные своей малой родине люди. Ну раздавит бездушный бюрократический каток малый бизнес на муниципальных территориях, кому от этого станет легче?

Что же спасает кооперацию? Три кита: производственная отрасль, общепит и собственная сырьевая база.

– Главными инструментами эффективности являются широкий ассортимент, свежесть, экологическая чистота и качество производимой собственной продукции и продажа ее по доступным ценам, – объясняет Олег Громов. – Все это позволяет нам выдерживать очень жесткую конкуренцию на потребительском рынке. Думаю, год завершим с нулевым финансовым результатом, но качество обслуживания населения не ухудшится, а улучшится.

 

СКАЗАНО

 Олег Громов:

– Мировой потребкооперации исполняется 180 лет, томской – 100, приближается 88-летие асиновского райпотребсоюза… Кооперация не стоит на месте, развивается. У нас 480 работающих плюс 2 тыс. пайщиков, 250 ветеранов – итого под 3 тысячи «именинников». Придется юбилейные торжества разбивать на пять мероприятий, они будут проходить с 17 июня до 1 июля. В Больше-Дорохове ко Дню кооперации запустить современный объект торговли и общественного питания…

Есть индийская притча: царь, увидев, как на склоне древний старец высаживает саженцы, удивился: «Зачем ты это делаешь, ты же не только плодов, но и зелени на этих ветках, скорее всего, не увидишь?» Старик ответил: «Когда-то для нас садили деревья, мы же пожинали плоды. Теперь я сажаю, чтобы следующие поколения их пожинали». Так и потребкооперация: и в советское, и в постсоветское время, и сейчас работаем на будущие поколения. Мы могли бы сейчас не стройку вести, а в карман деньги положить, но философия нашей работы другая – постоянно развиваться! Только так рождается будущее.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ  

Совокупный объем деятельности Асиновского райпо увеличился в 2010-м на 8% к уровню 2009 года и составил 349 млн рублей. Собственной продукции произведено на 84 млн рублей (плюс 16%). Выросли товарооборот, заготовки сельхозпродукции (27 млн рублей), в том числе от населения (16 млн рублей). В итоге чистой прибыли получено 4,3 млн рублей – почти на уровне 2009 года (он был начат с миллионным убытком). Общий размер выплат пайщикам в различных видах составил 750 тыс. рублей, что в три раза превышает паевой фонд районной потребкооперации. На различные благотворительные цели ежегодно тратится порядка полумиллиона. На 210 тыс.

рублей оказана помощь работникам, ушедшим на заслуженный отдых в 2010 году.

 

Из окна будущего центра досуга асиновской молодежи открывается широкая перспектива.

– Это будет современный и комфортный центр отдыха совершенно нового, небывалого для нашего района уровня, – уверена Ольга Ханыгова, заместитель председателя Асиновского райпотребсоюза по торговле и общественному питанию

 

Новое трехэтажное здание добавит центральной улице Асина нарядности и респектабельности

 

Райповские магазины в Асине маленькие, но с широким ассортиментом собственной продукции – всегда свежей и натуральной, они обеспечивают прирост товарооборота, спасая многие сельпо.

В народе этот магазин-закусочную по старой памяти зовут «Птичкой» – когда-то рядом располагался инкубатор по производству цыплят.

– Я этот магазин с детства знаю, – делится постоянная покупательница Галина Савва. – После ремонта, конечно, удобно стало, красиво. А продавцы здесь во все годы хорошие, ни одного плохого не помню!

 

– Место для торговли здесь непростое: в округе много магазинов-конкурентов – «Руслана», «Хозяюшка», «Три кита», – рассказывает продавец Любовь Цыбакова. – Но большинство покупателей предпочитает нашу продукцию. Здесь можно и чаю попить с пирожными, и пельмени покушать… Стараемся обслуживать быстро и приветливо. Большинство покупателей знаем: кому какой товар нужен. Для людей внимание – самое важное

 

В Тихомировке, где живет около 80 человек, кооперативный магазин раньше снимал в школе 5 «квадратов», там торговали хлебом и товарами повседневного спроса по заявкам. А в ноябре 2009 года построили магазинчик площадью 40 кв. м. Назвали его «Надежда».

– Добавили промышленную группу, увеличили продуктовый ассортимент – оборот вырос с 50 до 210 тыс. рублей, – довольна Надежда Савицкая. – Теперь и все мероприятия проходят здесь, в «Надежде», – получилось что-то вроде клуба

 

Рядом с супермаркетом «Мария-Ра» стоит кооперативный кроха-теремок. Вопреки ожиданиям после прихода ритейлера у теремка оборот не упал, а вырос на 15%, его выручка достигла 500 тыс. рублей.

– Наверное, это потому, что проходимость увеличилась, – предполагает продавец Марина Левицкая. – Накупив в супермаркете консервов и сахара по акциям, за свежей выпечкой идут к нам. «Мария-Ра», конечно, забрала у нас часть клиентов – стали меньше приобретать консервов, пива, а вот колбасы, полуфабрикатов, пряников, пожалуй, даже больше покупают

 

– Скоро у нас будет своя территория, ее можно благоустроить, цветов насадить, лавочки, качели поставить… – мечтает о скором переезде магазина в собственное здание продавец Марина Ходкевич

 

Нетронутыми останутся только наружные стены старого дома, крыша, окна, двери, полы, отделка – все будет новое.

– По соседству с торговым залом устроим маленькую закусочную, – делится планами Надежда Савицкая, председатель Новиковского сельпо. – Поставим столики, телевизор со спутниковой антенной, чтобы молодым было где посидеть, пообщаться, музыку послушать. Дни рождения здесь можно справлять, детские праздники – по заказу будем привозить торты и пирожные. Думаю, оборот поднимется за счет расширения ассортимента и работы закусочной.

Реконструкция ценой в полмиллиона – существенная трата для Новиковского сельпо, включающего в себя пять торговых точек и одну закусочную.

– Налоговая нагрузка на наше сельпо увеличилась нынче на 85 тыс. рублей

в месяц, за энергию платим на 16 тыс. больше прошлогоднего… Сто тысяч – эти-то деньги бы нам на ремонт, – вздыхает Надежда Владимировна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *