Продавцы инноватики

Команда ТГУ стала победителем всероссийского студенческого конкурса «Лучший бизнес-план инновационного проекта»

Победители в номинации «Лучшая командная работа» – студенты факультета инновационных технологий ТГУ. Слева направо: Татьяна Пантюшина, Ольга Семашко, Алексей Ситников (куратор команды, доцент кафедры управления инновациями ФИТ ТГУ, к.ф.-м.н.), Валентина Бедарева, Татьяна Евсеева. Победители получили почетные дипломы и статуэтки «Надежда» по проекту скульптора Надежды Сидориной

 

Церемония награждения победителей студенческого конкурса «Лучший бизнес-план инновационного проекта» прошла в Москве 29 июня. Из 91 заявки 35 вузов России были выбраны четыре проекта, среди которых лучшей командой назван проект студентов НИ ТГУ.

– Для нас победа была неожиданной, но конкурс показал, что нам по плечу такая работа, – говорит Анатолий Солдатов, декан факультета инновационных технологий (ФИТ) ТГУ.

Факультет в госуниверситете создан в 2009 году (почти в это же время и в ТУСУРе) специально для продвижения инновационных разработок ученых. Будущая специальность студентов – «инженер-менеджер». То есть выпускники ФИТ призваны решать одну из самых больных российских проблем – неумение отечественных ученых представлять интеллектуальный полуфабрикат потенциальным инвесторам и партнерам и воплощать научную разработку в производство.

И первые опыты показывают: пока у самих ученых остается много скепсиса относительно реализации своих разработок, будущие продавцы инноватики оценивают проекты иначе и надеются изменить наметившуюся в обществе явную иронию к теме русских инноваций.

 

Задачка на скорость

Чтобы составить бизнес-план для инновационной разработки ученых новосибирского Международного научного центра по теплофизике и энергетике, которую томские студенты ни разу в глаза не видели, было дано около месяца назад (официально – около двух месяцев, но месяц ушел на организационные моменты). Такое условие конкурса было одинаковым для участников.

– Для нас это был совершенно новый опыт работы, – говорит одна из участниц команды студентка факультета инновационных технологий (ФИТ) ТГУ Валентина Бедарева. – Во время обучения мы проходили практику в качестве менеджеров реальных инновационных проектов ТГУ, но с каждым из них работали несколько лет. Здесь же нужно было очень быстро разобраться во всех технических тонкостях разработки, оценить ее перспективы, просчитать финансовые показатели. Кстати, у проекта, который нам достался, очень неплохие шансы на успех.

Новая специальность

Основа специализации будущих продавцов инноватики – не экономические дисциплины, а инженерное образование, дополненное лекциями по интеллектуальной собственности, сертификации, составлению бизнес-планов, маркетинга и другим экономическим и правовым дисциплинам.

– В советское и постсоветское время ученые получали бюджетные деньги и государственные заказы на свои исследования, сейчас ситуация сильно изменилась – в условиях рыночной экономики рекламой и коммерцией должны заниматься специально обученные люди, – поясняет декан ФИТ Анатолий Cолдатов. – Однако сложилась такая ситуация, что у нас готовят менеджеров чисто экономического профиля – по нему хорошая подготовка, но эти специалисты не получают подготовку по естественным и инженерным наукам. А чтобы продавать высокие технологии, нужно знать их подробно.

Куратор команды студентов-победителей Алексей Ситников – ведущий специалист Института сильноточной электроники СО РАН, занимающийся продвижением проектов ученых института, и по совместительству доцент кафедры управления инновациями ФИТ ТГУ. На прошедшем конкурсе Алексей Ситников был в составе жюри и смог оценивать бизнес-планы студентов со всей России:

– Лучше всех с задачей справлялись именно инновационщики, а не экономисты. Ведь в такой работе большой пласт технических вопросов, в которых нужно разобраться. И очень важно, что наши студенты изучают и технические специальности, и экономику плюс маркетинг с уклоном к инновационной деятельности, вопросы интеллектуальной собственности – по сути, получают и технические знания, и экономические. Студенты-экономисты часто берут на веру 100% информации от разработчиков, а наши все перепроверяют – заново делают анализ рынка, выстраивают стратегию коммерциализации, а иногда и кардинально меняют подходы. Если же разработку представляют инженеры, они плохо знают рынок и его законы – экономическая часть слабая, зачастую недооценивают или переоценивают свою разработку, желая получить сразу слишком большие деньги.

Комплексный подход

Первое задание конкурса – на основе разработки ученых оперативно подготовить коммерческое предложение инвесторам: составить такой документ, который бы заинтересовал не сведущего в науке бизнесмена.

– Многое из того, что пишут в бизнес-планах ученые, приходится переписывать. Разработчик обычно пишет – мы такие хорошие, разработка хорошая, дайте миллион, – говорит Алексей Ситников. – А инвестору все равно, хорошая разработка или нет. Сколько нужно денег – уже не все равно. Но главное – инвестор должен понимать, сколько денег он сможет заработать, как и когда.

Удачно пройдя первый этап, томичи попали в число 30 лучших и приступили к основному заданию – подготовке бизнес-плана для создания установки по производству поликристаллического кремния. Согласно исследованиям студентов, одна тонна этого ма­териала стоит около 80 тыс. долларов, а компании, делающие такое оборудование, сегодня можно пересчитать по пальцам – две в Америке и по одной в Китае и России.

Досконально изучить рынок времени не было, и студенты провели лишь «кабинетный маркетинг» – изучили рынок в Интернете.

– Первым делом искали аналоги: у разработчиков было мало информации об уникальности разработки, а на любой уникальный продукт всегда найдется другой, который устроен иначе, но решает ту же проблему, – рассказывает студентка ФИТ ТГУ Ольга Семашко. – Нам удалось узнать, что в России было около семи проектов по строительству подобного оборудования, в том числе и в томской ТВЗ. Но сейчас большинство из них заморожены, при том, что они уже на стадии инвестирования. То есть на них пытались реально выделить деньги, но процесс почему-то притормозился…

Конечно, для реального исследования подход был бы более глубоким. Но на конкурсе основная задача – продемонстрировать умение комплексно работать с инновациями (сертификация, работа с интеллектуальной собственностью, предложения инвесторам) и предложить стратегию коммерциализации.

Сами пришли к такому же выводу

Разработка новосибирцев находится на стадии НИОКР, и сами авторы относятся к ее будущему с большим скепсисом. У студентов несколько иная оценка.

– Главное – избегать шаблонов, – поясняет Ольга Семашко, – и мы поменяли конечный продукт: разработчики хотели выпускать кремний, мы переориентировали бизнес-план на выпуск оборудования для производства кремния. И здесь два варианта – прямые продажи оборудования непосредственно производителям кремния для солнечной энергетики или же производителям оборудования для производства кремния. А вкладывать огромные инвестиции в новое производство на стадии НИОКР не возьмется ни один инвестор.

– Один из выводов, который студенты должны были сделать, и они его сделали – продвигать эту разработку сегодня можно только в партнерстве с действующими производителями. Бизнес-план хороший – мы сами через какое-то время пришли к такому выводу, – согласен один из представителей новосибирского ноу-хау, замдиректора МНЦТЭ Александр Безродный.

 

– Что касается специальности «инженер-менеджер»… – задумывается Александр Безродный и продолжает: – Нам сегодня не хватает инженеров вообще, нужны ученые, дефицит квалифицированных конструкторов. Научных сотрудников не можем найти. Деньги мы готовы платить, но сегодня мало желающих заниматься наукой с утра до ночи…

 

– Инновации – это не то, что мы придумали и рассказываем, какие мы умные, а то, что сегодня продается. Деньги получили – инновация, не получили – научные исследования, – говорит о соотношении бизнеса и науки Алексей Ситников. – Увы, но фундаментальные науки не востребованы сегодня. Я же тоже ученый… А возьмем, например, булеву алгебру: компьютеры работают благодаря открытию, которое было сделано 200 лет назад – Джордж Буль родился в Англии 2 ноября 1815 года…

 

Студенческий конкурс лучших бизнес-планов проходил шестой раз в рамках конкурса «Русские инновации», который проводится с 2001 года. Создатели конкурса – ведущий деловой журнал России «Эксперт» и рейтинговое агентство «Эксперт РА». В числе экспертов – представители власти, начиная от министров и руководителей фондов, ученые и ведущие специалисты в различных отраслях и больше всего – представителей бизнеса, отечественных и зарубежных инвесторов. За время проведения на конкурс «Русские инновации» подано свыше 4 тыс. проектов, бизнес-планы представляли сотни студенческих команд. Десятки победителей и номинантов смогли привлечь инвестиции, добились значимых успехов на международном рынке. Сайт конкурса: www.inno.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × один =