18 школ и гимназий в Томске официально признаны инновационными

Развитие в регионе высоких технологий, новой экономики и конкуренции заставляет школу меняться, становиться более современной и эффективной. Инновации в образовании – один из основных приоритетов томских школ. За родителями выбор, куда отдать ребенка учиться.

Есть статус!

Отдельные инновационные проекты и программы реализуются практически во всех образовательных учреждениях Томска. Но, по официальной статистике, инновационной деятельностью сегодня занимаются 18 школ и гимназий. Из них семь имеют статус муниципальных инновационных площадок (МИП) и 11 – муниципальных экспериментальных площадок (МЭП). Они реализуют новые идеи и подходы в образовании. Количество таких школ и гимназий неуклонно растет из года в год. (Для сравнения: еще в 2009/10 учебном году было пять МИП и три МЭП). Этому способствует и государственная политика в области образования, особенно президентская инициатива «Наша новая школа».

– Чтобы получить статус, учреждения проходят сложную процедуру отбора, – отмечает главный специалист отдела развития образования городского департамента образования Лариса Истомина. – Например, в этом году в конкурсе на присвоение статуса экспериментальной площадки участвовали семь школ, выдержали – четыре.

Оценка проектов – прерогатива экспертного совета департамента образования, в состав которого входят 12 человек: директора образовательных учреждений, их заместители по научно-методической работе и представители власти.

Инновации для первоклассников

В прошлом учебном году начался переход на образовательные стандарты нового поколения в начальной школе. С 1 сентября 2012 года он будет внедрен во вторых классах. Деятельность трех МЭП – гимназии № 13, школ № 47 и 49 – как раз посвящена введению федерального государственного стандарта в младших классах. Реализация этих экспериментальных проектов началась в 2010/11 учебном году.

В гимназии № 13 апробируется модель взаимодействия основного и дополнительного образования по развитию универсальных учебных действий младших школьников. Детей учат использовать знания, полученные по предмету (природоведение, чтение, русский язык) во внеурочной деятельности – на кружках и факультативах. По мнению педагогов, это позволит организовать единое образовательное пространство в соответствии с требованиями нового стандарта, провозглашающего «необходимость тесной связи получаемых в школе знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными проблемами обучающихся».

На решение важнейшей задачи современной школы формирования у детей представления о целостной картине мира через интеграцию общего и дополнительного образования направлена и деятельность педколлектива школы № 47.

По пути организации школы полного дня пошли в 49-й школе. Утром – уроки, после обеда – дополнительные занятия по выбору: кружки, секции, факультативы. Проводятся мастерские по подготовке к различным образовательным событиям (олимпиадам, конференциям и т.д.). Дети выполняют домашние задания в различных формах (в группе или индивидуально). Ведутся консультации, где выявляются предметные трудности у ребенка. Среди ожидаемых эффектов программы – позитивная динамика успеваемости, повышение уровня образовательной мотивации детей и навыков совместной деятельности, то есть умения работать в команде.

Самоопределились

Экспериментальные программы Академического лицея и гимназии № 55 направлены на создание условий для самоопределения старшеклассников. В лицее развивают практику социальной деятельности через самореализацию и ориентацию на успешный профессиональный рост. А индивидуализация образовательного процесса осуществляется на основе сотрудничества с инновационным бизнесом и научным потенциалом Академгородка. Главные результаты реализации этого этапа программы – разработка пяти стратегий профильного обучения, функционирование математической предметной сети «Математическая биржа», профессиональные пробы «Математика и информатика в пакетах прикладных свободных программ» и др.

Апробация модели старшей школы на основе обучения по индивидуальному учебному плану и индивидуальной образовательной программе осуществляется в гимназии № 55. Это позволит обеспечить переход от качества образования для всех к модели качества образования, ориентированной на конкретный образовательный заказ.

Задача экспериментальной про­грам­мы школы № 28 – объеди­нить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения для повышения качества и открытости обучения.

Изюминка гимназии № 1 – вовлечение учеников с 1-го по 11-й класс в индивидуальные исследовательские проекты и творческие занятия. Этой деятельностью занимаются не только продвинутые и одаренные, но и дети, которые испытывают трудности в обучении. Технология позволяет выстроить работу на разных уровнях сложности в зависимости от запросов и интересов каждого ребенка.

Дистанционные формы образования для учеников старшей школы активно применяют в гимназии № 56 в тесном сотрудничестве с учеными ТУСУРа. Построение информационной образовательной среды в этом учреждении рассматривается в качестве приоритетного направления развития. Проект предусматривает увеличение удельного веса учеников, охваченных проектной деятельностью, до 18%, а также доли объема самостоятельной работы школьников.

Креативная и здоровая

Модернизация образовательной среды, уверены в прогимназии «Кристина» (детский сад и начальная школа), невозможна без усиления ее здоровьесберегающей составляющей.

Акцент на здоровом питании сделали и в гимназии № 29. Комплексная программа «Ключ к здоровью» включает в себя шесть инновационных проектов, в которых участвуют дети с 1-го по 11-й класс. Педагоги утверждают: «Все, что делается на базе гимназии, направлено на формирование культуры здоровья».

Новые подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями разрабатываются инновационными площадками школ № 3, 14, 15 и специальной (коррекционной, для детей с нарушениями VIII вида) школой № 45. А в гимназии № 18 наработан ценный опыт внедрения предшкольного образования. В ходе проекта подготовлены пять групп будущих первоклашек с высоким уровнем развития и социальной адаптации. Сейчас там стартовал новый проект по формированию компетентностной культуры всех участников образовательного процесса – родителей, детей и педагогов.

В гимназии № 24 и школе № 25 выбрали другой путь – совершенствование учительского корпуса. Проекты направлены на управление продуктивной деятельностью педагогов, самоорганизацию коллектива на развитие креативного образования и разработки содержания модели оценки педагогической деятельности.

 

P.S. Пока верстался номер, стало известно, что статус муниципальных инновационных площадок получили еще три общеобразовательных учреждения: школа № 41 (апробация модели кадетского образования в условиях массовой школы), лицей № 7 (создание образовательного пространства для формирования информационной грамотности как универсального учебного действия), вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 (специфика содержания учебного процесса по литературе, русскому и английскому языкам в вечерней школе пенитенциарной системы).

Лариса Сорокова, исполнительный директор инновационных проектов и программ школы № 49:

– Сейчас востребованы люди, обладающие определенными компетенциями, такими как коммуникативные, проектирования и выбора. В сфере инноватики нужны специалисты с гибким мышлением и определенным набором таких компетенций, которые позволяют им организовывать и изменять совместную деятельность в соответствии с поставленными задачами. По­этому уже в школе важно этому учить детей. Такие умения может обеспечить школа, где кроме предметного содержания образования есть другое, связанное с организацией совместной деятельности взрослых и детей, в которой и формируются необходимые компетенции.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *