Вдыхал эпоху, выдыхал стихи…

Основу «Дней» в Доме ученых и Международном культурном центре ТПУ составили спектакли томского МХАТа имени Чехова на Уржатке. Как-то само собой вышло, что традиционный вечер в день рождения Олега Афанасьева на 70-летие поэта преобразился в спектакль. А вместе с выставкой в честь любимого томичами актера и режиссера и вернисажем Гильдии томских художников все это переросло в «Дни».

 

Честную поэзию Олега Афанасьева в Томске очень долго не печатали, и к поэту Леониду Шелудько Олегова книжка попала в руки сравнительно недавно, зато с пророческим автографом: «Моему верному читателю». Книжка из 90-х годов не затерялась в пространстве и времени: Шелудько понял, что поэт, новатор и философ Афанасьев «обычных не придерживался правил», а главное, «вдыхал эпоху, выдыхал стихи. Потом ушел. На середине вдоха. И лишь тогда опомнилась эпоха». Обо всем этом убедительно поведал зрителям и весь мхатовский спектакль.

 

Следом за Шелудько на языке поэзии говорили Николай Хоничев и Ольга Кортусова. А главной в спектакле стала поэзия самого Олега Алексеевича, вдохновенно воспроизведенная Леонтием Усовым. Ирина Иванова из Дома ученых и Борис Былин из Тимирязевского составили Усову славную компанию чтецов. Прозой об Афанасьеве вместе с Усовым и Ниловым впечатляюще поведал очень тепло встреченный зрителями диктор Алексей Потолов, легенда томского радио и телевидения. Начальник областного департамента по культуре Андрей Кузичкин читал свои стихи и вспоминал, как в 80-х играл в руководимом Афанасьевым Народном театре Дома ученых.

 

Ряд стихотворений был оформлен музыкальным сопровождением Виктории Завгородней. Блестяще выступил Томский муниципальный русский народный оркестр (дирижер Владимир Кузьмичев). Зрители восторгались пением Светланы Горцевой из ТГУ и студентки ТПУ Вассы Коноваловой. Связывая миры и эпохи, трубил в сакральный монашеский горн президент «Чеховских пятниц» Евгений Ковалевский, только что вернувшийся из похода в Гималаи по маршруту, пройденному впервые в мире. На этот раз панораму томской жизни с ее по-новому звучащими старыми проблемами представлял вместе с Олегом Афанасьевым Антон Павлович, тот самый, что стоит в Томске босым на набережной.

 

Уж так сошлось и так совпало! Афанасьеву 9 декабря исполнилось бы семьдесят, МХАТу имени Чехова на Уржатке – один год, а Чехову в январе исполнится 150.

 

В воздухе запахло скандалом, когда худрук МКЦ за несколько минут до начала потребовала снять с исполнения русский романс «Не уезжай ты, мой голубчик». Якобы его нельзя петь в брючном костюме, а именно в нем пришла с учебных занятий исполнительница. Несмотря на то, что костюмы артисток оркестра, с которым только что репетировали романс, тоже содержат брюки. Мхатовцы поступились романсом, зато зрителей, Афанасьева и Чехова уважили. Выступали они, как обычно, в брючных костюмах, причем Нилов, изображая Чехова в Томске, закатал штанины. Все же нужен за ним глаз да глаз: того и гляди, устроит «обнаженку». Ну а усовские скульптуры «Антон Павлович в Томске…» и «Олег Афанасьев в несыгранной им роли Бальзака» не то что присутствовали в фойе и на сцене, а с тщательно скрываемыми удовольствием и улыбкой живо участвовали в томскомхатовском представлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 8 =