«Дело врачей» по-томски

Родственники обвинили медиков… в краже золотого зуба у пациента

В нашей жизни происходит немало того, что относится к категории «очевидное – невероятное». Но случай, который имел место в середине 80-х в МСЧ № 2, выходит за рамки даже такого определения. События давние, но мы не смогли удержаться от того, чтобы рассказать нашим читателям эту детективную историю. Она в полной мере показывает, до какого абсурда иногда доходят граждане, настроенные против людей в белых халатах.

Скандал на ровном месте

– В середине 80-х я и двое моих друзей, будучи студентами старших курсов медицинского института, подрабатывали медбратьями в МСЧ № 2, – рассказывает хирург Евгений Михайлович. – Во вторник и четверг медсанчасть дежурила по скорой. Как сейчас помню, пациента, из-за которого потом разразился дикий скандал, привезли во вторник. Мужчина находился на последней стадии онкологического заболевания (рак легких с прорастанием в трахею). Когда у него началась агония, родственники вызвали скорую. Они понимали, что спасти близкого человека невозможно, но смотреть на то, как он страдает, конечно же, не могли.

Как только больного доставили в приемный покой, мы сразу вызвали анестезиолога-реаниматолога. Пациент задыхался, поэтому врач прибежал с клинком, который используется для интубации трахеи, и мешком Амбу (ручной дыхательный аппарат). Минут пять он пытался «раздышать» больного, но реанимационные мероприятия эффекта не дали, человек умер. Родственники, конечно, переживали, но в данном случае винить было некого, только рак. Однако же для нас эта история едва не закончилась уголовным делом.

– В тот момент, когда анестезиолог-реаниматолог заходил клинком в гортань пациента, он надавил ему на челюсть и выдавил несколько вставных зубов, – объясняет Евгений Михайлович. – Зубы, точнее коронки, были золотые. Врач их вытащил изо рта мужчины и отдал нам. Мы передали старшему дежурному фельдшеру – Илье. Тот завернул, опечатал, написал фамилию больного и положил коронки в сейф. Утром вещи мужчины и коронки отнесли старшей медсестре, чуть позже она передала их скорбящим родственникам.

В четверг, как обычно, приходим на дежурство. В приемном покое ждут родственники пациента и в лоб нам заявляют:

– Вы, сволочи, украли золотой зуб. Верните или посадим.

– Мы были в недоумении, – говорит врач, – все, что дал в руки анестезиолог, три коронки, мы вручили фельдшеру. Однако родственники умершего настаивали: «Не хватает еще одной».

Спустя какое-то время в медсанчасть приезжает милиция: «На вас поступило заявление, будем разбираться». Из-за этих зубов каждого из нас трясли, как грушу. Во время дежурства, несмотря на то, что к нам поступали пациенты по скорой, фельдшера Илью увезли в райотдел. К полуночи людей стало поменьше, мы разобрались с больными и позвонили в милицию. Они: «Хотите, чтобы ваш товарищ быстрее вышел, приезжайте».

– Ночь, зима, устали, – вспоминает доктор, – но деваться некуда, поехали. Оперуполномоченный задает все тот же требовательный вопрос: «Где зуб?» Едем к старшей медсестре, поднимаем с постели, она подтверждает: коронок было три – одинарная и двойная (с навесным зубом). Милиционер не поверил, но нас все же отпустил. Вернулись в больницу, звонит главврач:

– Ребята, вас отпустили потому, что я попросил, но проблему нужно решать, ищите зуб, иначе дойдет до суда…

Подняли мертвого из гроба

– Теоретически коронка могла остаться в ротовой полости или попасть в горло. Мы понимали, что найти этот злосчастный зуб можно при помощи рентгена, – говорит Евгений Михайлович, – но как это сделать, если покойник уже лежит в гробу? Времени – три часа ночи, похороны днем. Но и садиться в тюрьму за кражу, которую мы не совершали, не хотелось. Нашли в карте больного адрес и с полной уверенностью, что нас будут бить, поехали к нему домой.

Заходим, родственники, понятное дело, сидят у гроба. Они нас сразу узнали, говорят: «Вы уроды, хуже фашистов». Причем слов было гораздо больше, и не сложно представить, каких. Топчемся у двери, объясняем: «Недостающий зуб, скорее всего, попал в дыхательные пути, но увидеть его можно только на рентгене».

– Думали они не согласятся, – признается хирург, – но, видимо, им настолько нужна была эта золотая коронка, что разрешили на время забрать покойного. Вынимаем его из гроба, укладываем на каталку, грузим в служебный транспорт, привозим в МСЧ. Представляете себе весь абсурд происходящего? В рентген-кабинете полумрак, врач-рентгенолог молодая девчонка, недавно устроилась. Говорит:

– Больной, раздевайтесь.

Мы ей:

– Это не больной, а труп.

Рентгенолог падает в обморок. Пока наш коллега ее в чувство приводил, мы раздели «пациента». Девчонке плохо, еле на ногах держится. Встали вместе за пульт, говорим: «Показывай, какую кнопку нажимать». Сделали четыре перекрестных снимка, так, чтобы ни один сантиметр не пропустить. И что вы думаете? На двух снимках в области шеи, недалеко от корня языка, видна полулунная тень. То есть при попытке интубации одна из четырех коронок провалилась туда.

Приходим со снимками к родственникам, показываем их и описание, которое сделал рентгенолог. Они головой кивают: «Теперь верим, отдайте снимки». Но мы передали их в милицию, снимки прикрепили к материалам дела, уголовное преследование было прекращено.

– Если честно, вспоминать этот случай обидно до сих пор, – признается Евгений Михайлович. – Люди, которые обвинили нас в воровстве, обозвали фашистами, даже не посчитали нужным извиниться…

От автора

Имя хирурга, который рассказал нам эту историю, пришлось изменить. Наверняка участники событий узнают себя, поскольку до сих пор проживают в Томске. И кто знает, не придет ли им в голову обвинить врачей еще в чем-нибудь…

Анекдот в тему

1980-е. Звонок в дверь:

– Здравствуйте! Это вы в 1943 году спасли маленького мальчика?

– Мы…

– Пинеточки верните!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + 9 =