Красная книга рабочих

Каких специалистов работодатели Томской области ищут днем с огнем?

 

Рассказывают, что в одном из районов области произошла курьезная история. Предприятию лесной отрасли требовался человек, умеющий управлять плавучим краном. Работа эта предполагает ювелирную точность движений и случайным людям доверять ее нельзя. Сколько работодатели ни бились, в нашем регионе не нашлось ни одного претендента на вакансию: все крановщики-речники или спились, или умерли, или были давно и прочно трудоустроены.

 

Крановщик нашелся в Кемеровской области.

– Иди к нам работать, будем платить 15 тысяч в месяц, – предложили кадровики.

– Тридцать – пойду.

Кадровики уехали. Посоветовались с начальством. Производство стояло.

– Хорошо, будет тридцать.

– Мужики, я тут подумал: человек я уже не молодой, 50 лет, комфорт мне нужен. Обеспечите теплую постель и трехразовое питание с доставкой – поеду.

Кадровики уехали. Посоветовались с начальством. Сплавленный лес подгнивал.

– Ладно, все будет, только работай…

Крановщик почесал затылок и изрек:

– Мужики, я тут подумал: человек я еще не старый, всего-то 50 – найдите мне подругу, чтобы не вредная была, тогда поеду…

Научим по заказу

– Сегодня нужны специалисты с высокой рабочей квалификацией и со стажем, а молодые выпускники ищут место с хорошей зарплатой и социальными гарантиями. Возникает противоречие, – поясняет ситуацию с кадрами рабочих профессий Тамара Никулина, заместитель начальника областного управления начального профессионального образования.

С этой оценкой солидарна Татьяна Куценко, начальник отдела содействия занятости населения в производственной и непроизводственной сфере Центра занятности Томска, который вот уже несколько лет пытается ситуацию разрешить. К примеру, второй год реализует региональную программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда:

– Мы с работодателями заключаем договоры, чтобы, например, того же неопытного столяра – выпускника профессионального училища – на три месяца взяли на производство. Если выпускник хорошо себя зарекомендовал, то остается работать. В период прохождения стажировки работодателю частично возмещаются расходы на выплату зарплаты.

По словам Куценко, программа пользуется популярностью у предприятий различных форм собственности – от индивидуальных предпринимателей до крупных промышленных производств и банков.

Система борьбы с дефицитом работников действует и на областном уровне. Как пояснила Евгения Ананина, главный специалист Департамента общего образования Томской области, конкретная отрасль может заказать системе среднего профессионального образования подготовку нужных работников. В частности незадачливые кадровики, пол-лета катавшиеся в Кемеровскую область, могли получить крановщика меньшей кровью: научить человека обращаться с механикой крана мог бы лесотехнический техникум, а с баржей или понтоном – к примеру, Томский филиал государственной академии водного транспорта.

– Но работодатели в лесной отрасли не хотят платить за подготовку специалистов, предпочитая искать готовых профессионалов. В этой отрасли распространено переманивание специалистов с предприятия на предприятие, – говорит Евгения Аникина. – Однако сейчас союз лесопромышленников вынес вопрос подготовки кадров на обсуждение: руководители предприятий поняли, что учить людей выгодно.

Работодатели главенствуют

Константин Янцен, заместитель генерального директора по управлению персоналом ЗАО ОДК «Нордал», выделяет три аспекта кадровой проблемы и поясняет логику работодателя:

– Качество подготовки специалистов низкое: вузы рабочих не готовят, а средние специальные учебные заведения (ссузы) практически не имеют материально-технической базы. Возможно, сейчас ситуация улучшилась, но не так давно в том же лесотехническом техникуме не на чем было готовить даже машинистов ЛП-19, а это старая советская валочная машина. Там не было тренажеров, и учащиеся получали одну теорию. А как человек, не разбирающийся в компьютерах, будет работать на современных валочных машинах «Джон Дир», экскаваторах «Хитачи», станках на заводе ДСП? Техника шагает вперед, а образование остается прежним.

В итоге, говорит Янцен, предприниматель платит двойную цену: сначала за теоретическую подготовку учащегося, затем за его практическое обучение на своей базе. Это идет в ущерб производительности. Кроме того, количество потенциальных рабочих уменьшает непрестижность таких видов деятельности, как валка леса или стояние у станка:

– Как ни смешно, но помогла бы пропаганда рабочих специальностей. Как в Советском Союзе: все работы хороши, выбирай на вкус.

Еще одна проблема – малонаселенность азиатской части России вкупе с демографическим спадом.

– В год выбывает по миллиону трудоспособного населения. Сейчас на рынке труда главенствуют работодатели, – признает Янцен и прогнозирует: – Но как только закончится кризис, начнется кадровый голод, а на редкие профессии – тем более.

Прагматичнее

Выход Константин Янцен видит в частно-государственном партнерстве, когда и государство, и бизнес будут вкладывать средства в оснащение ссузов. По его мнению, власть должна адресно стимулировать активность предпринимателей в сфере подготовки кадров, например, при помощи налоговых льгот.

И процесс понемногу начинается. По словам Тамары Никулиной, в области создаются отраслевые ресурсные центры, учебные заведения оснащаются техникой, заключаются договоры на стажировку с работодателями… При этом растет и количество учащихся ПТУ и ссузов. А некоторые люди, получив институтский или университетский диплом, отправляются в техникум. Кроме того, в 2008 году на треть поднялся процент выпускников, идущих в ПТУ после 11 классов – сейчас их около 25% от общего числа учащихся.

– Дети становятся прагматичнее, – заключает Тамара Никулина. – Осознанно выбирают профессию, с которой найдут работу.

 

Профессии, которые всегда востребованы:

– воспитатель детского сада;

– врач;

– медицинская сестра;

– милиционер;

– рамщик;

– станочник деревообрабатывающих станков;

– страховой агент;

– токарь.

(По данным Центра занятости населения Томска).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − три =