Спетые песни учителя

О школах, которыми руководил Анатолий Меденцев, хорошо знали в области, стране и даже в мире

 

Послужной список Анатолия Меденцева впечатляет – он работал директором трех сельских школ. «Это был период бурной, кипучей деятельности. В школе ведь работы – непочатый край», – вспоминает он.

Последние 20 лет преподает на курсах повышения квалификации учителей в Кемеровской и Иркутской областях. Защитил кандидатскую диссертацию. Написал учебник по химии, а жена – педагог и художница – его проиллюстрировала. Сын живет в Германии, преподает немецкий язык эмигрантам. Учительская династия приобретает даже не региональный, а интернациональный размах.

 

В школе как дома

Вообще-то Анатолий Андреевич собирался стать врачом, но для этой профессии он оказался слишком чувствительным. Одно страшное впечатление в «анатомке» перевернуло его сознание – он забрал документы из мединститута и поступил в педагогический. Долго страдал из-за несбывшейся юношеской мечты, но постепенно школа стала ему родным домом.

– В ней я проводил почти все свое время. И жена освоила мой рабочий режим. Когда мы возвращались вечером в свою квартиру – у нас не было ни хлеба, ни ужина, – вспоминает Меденцев. – Я заботился лишь о том, как обставить, обустроить школу. Поэтому в ней были ковры, югославская мебель, технические новинки, а в доме моем было пусто, даже стульев нормальных мы не имели. По молодости я был бессребреником, мог личные деньги израсходовать на нужды школы…

 

Педагог-радиолюбитель

Начинал свою педагогическую карьеру Анатолий Андреевич в Дзержинской школе. Три года отработал учителем, а потом его назначили директором. Он проявил деловую сноровку – нашел средства и отремонтировал старое обветшавшее здание учебного заведения. Со своими учениками сделал кабинет с дистанционным управлением. Это сейчас пульт стал обычным элементом быта, а в 1970-е он казался вещью, по крайней мере, диковинной.

– Интерес к физике и технике у меня был с детства, – рассказывает Меденцев. – Помню, от корки до корки изучил книжку «Юный радиолюбитель». Отлично понимал все электрические схемы, любил конструировать. Но инженерия не стала целью моей жизни. Однако, будучи директором, я всегда стремился привнести в школу современные технологии. Это помогало избегать рутины в педагогике.

 

Уроки по телевизору

Позже прогрессивно мыслящего директора направили работать в строящуюся Молодежненскую школу. Вскоре там появился телевизионно-информационный центр – первый в области. Правда, в пору дефицита процесс его оснащения превратился в настоящую эпопею.

– Сначала нам по знакомству передали списанную на НПЦ «Полюс» видеотехнику, – рассказывает Меденцев. – Оборудование было промышленное, громоздкое, неудобное, тем не менее нам с ребятами удалось сделать первую черно-белую телепередачу. Но скоро стало ясно, что работать с этими техническими монстрами очень трудно. Благо приобрести современные компактные телекамеры и прочее оборудование нам помог ректор ТУСУРа.

С тех пор по школьному телевидению транслировали фильмы, снятые самими ребятами, демонстрировали химические и физические эксперименты. И даже скучные уроки политинформации в виде роликов были более занимательными. Событиями становились видеолекции литераторов, которые свой рассказ о произведениях иллюстрировали кадрами из знаменитых кинолент.

– Тогда я впервые убедился, что телевидение – мощный инструмент воздействия на умы, – замечает Анатолий Андреевич. – Был у нас такой случай: один наш выпускник поступил в Дальневосточное морское училище. Когда парень приехал на каникулы, – такой статный, в форме, – ребята пригласили его в телестудию. Передача произвела фурор! И почти все мальчишки следующего выпуска ринулись штурмовать морское училище.

 

В форме цыплят

Особое внимание Анатолий Андреевич уделял организации производительного труда учащихся. На базе Томской птицефабрики, которая осуществляла шефство над Молодежненской школой, по его инициативе был создан летний лагерь, где во время каникул дети ухаживали за цыплятами. Для них была пошита необычная форма – синий комбинезон и желтая рубашка.

– Лагерь был основан на идеях лучшего отечественного педагога Антона Макаренко: внутри своего отряда каждый школьник выступал в роли и подчиненного, и руководителя. Это открывало в ребенке лидерские качества, воспитывало ответственное отношение к делу, – рассказывает Меденцев. – А еще в условиях общежития дети узнавали друг друга с самых неожиданных сторон. Помню, один примерный мальчик, укрывшись под одеялом, потихоньку съел принесенную из дома землянику. Его эгоистическая жадность вызвала тогда яростное порицание товарищей.

Работали ребята не ради галочки, а «за вознаграждение» – птицефабрика переводила на счет школы средства. Эти деньги шли потом на покупку различной аппаратуры, приобретение турпутевок на черноморские курорты. Причем распределением всех благ занимался совет учащихся – главный законодательный орган в школе. Директор его решениям не противоречил.

 

Воспитание без назидания

После того как Молодежненская школа стала дипломантом выставки народного образования на ВДНХ, в нее наведались японцы. Иностранцев привел в восторг и оригинальный летний лагерь, и оснащенный по последнему слову техники телецентр. Гости сняли о школе документальный фильм и выпустили красочный журнал.

– Воспитание в виде нравоучений не приносит пользы, – считает Анатолий Меденцев. – Должны быть созданы благоприятная среда и механизмы вовлечения в нее. Ребенок не пойдет из любопытства взламывать замки на магазинах, если будет занят конструированием, рисованием и т.д. В нашей школе была масса творческих кружков и ремесленных мастерских, и, насколько мне известно, среди выпускников не было воров. Да и не ругались дети матом, не курили. Не принято было, стеснялись…

 

P.S. После Молодежненской Анатолий Меденцев работал директором в Кисловской школе. Но там его новаторские идеи не были приняты ни педагогическим коллективом, ни родителями. Он успел разбить на территории школы роскошный плодово-ягодный сад, цветники, начал строительство станции юных техников, планировал создать обсерваторию. Но ему пришлось уйти из этого учебного заведения. «Кисловская школа – моя недопетая песня», – с горечью признается педагог.

 

В доме Меденцевых много картин, ажурных салфеток. Живописью и рукоделием занимается жена Анатолия Андреевича – Нина Алексеевна. По образованию она – фармацевт, химик. Но уже много лет преподает в школе технологию для девочек.

– Домоводство, на первый взгляд, не главный предмет, но он так необходим в жизни, – говорит бывшая ученица Татьяна Родионова. – У меня до сих пор сохранилась тетрадка, в которую на уроках я записывала рецепты приготовления различных блюд, виды швов, правила кроя рукавов, юбок, фартуков. Это моя мини-энциклопедия ведения домашнего хозяйства.

– Страсть к рукоделию мне передалась от бабушки, – делится Нина Алексеевна. – Она хоть и жила в деревне, но любила красиво одеваться: выписывала французские журналы мод и по выкройкам шила из ситца себе и дочерям «модельные» платья, кофточки. А всего детей у нее было тринадцать человек!

 

Меденцевы одни из первых в Кисловке провели домой Интернет. Произошло это еще в конце 1990-х. А причиной стала разлука с внуком, который вместе с родителями переехал в Германию. «Наш дом без него стал холодным, в нем поселилась тоска», – вспоминает Анатолий Андреевич. Чтобы побороть эту тоску-печаль, дедушка купил модем, а бабушка веб-камеру. И стали они устраивать видеоконференции с любимым внуком. В их жизни снова появилась радость. Сейчас парень уже учится в университете, но по-прежнему звонит 2–3 раза в неделю своим родным в Кисловку.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + шесть =