«Конек Паршуто»

Деревянное зодчество – 2011: мэрия ищет инновационные подходы

Заседание городского, а потом и областного совета по сохранению деревянного зодчества состоялось на днях в Томске. «Требуется перезагрузка: нет уверенности, что мы абсолютно правильно действовали», – высказался в ходе них первый зам. мэра Евгений Паршуто.

 

«Итоги более чем скромные»

За шесть лет на программу сохранения деревянного зодчества направлено 487 млн рублей, сдано 60 объектов. Последние два года – по убывающей: 2008 год – 13 объектов (174,6 млн), 2009-й – 4,5 объекта (64 млн), нынешний – один дом (11 млн рублей из области, город не смог выделить ничего).

– Итоги более чем скромные, – заметил губернатор Виктор Кресс. – Надо выходить на докризисные объемы.

– Не совсем разумно иногда вкладываем в один объект десятки миллионов и вместо того, чтобы получить отреставрированный шедевр, имеем десятки жалоб жителей, – добавил Евгений Паршуто.

С «инвестиционными» домами еще сложнее: сделано шесть объектов, в итоге три исключены из программы сохранения деревянного зодчества.

– На Бакунина, 26, останавливался Радищев. На месте дома возведена копия из кирпича. В ней Радищев не останавливался. Теперь у нас нет ни одного деревянного памятника по истории федерального значения, – говорит директор «Томска исторического» Наталья Лисовская.

Подобная судьба постигла дома по ул. Красноармейской, 100, и Дзержинского, 8, – бетонные новоделы. Но опыт по пер. Сухоозерному, 11, ул. Крылова, 2, и Бакунина, 11, признан достаточно успешным.

 

Реставрация по конвейеру

В качестве перезагрузки Евгений Паршуто представил пять направлений. Во-первых, привлечение федеральных средств на капремонт по 185-ФЗ. Обязательное условие – создание ТСЖ и оформление земельного участка.

Во-вторых, восстановление памятников за счет бюджетных средств. Дома после ремонта оформят в муниципальную или региональную собственность, чтобы использовать или продать. (Опробуют на усадьбе купца Желябо по ул. Красноармейской, 65). Новый собственник должен сохранять здание, а департамент по культуре обязан выдавать охранные договоры. В случае неисполнения – судиться вплоть до изъятия объекта (пока примеров не было).

В-третьих, расселять и передавать дома в пользование с условием восстановления. Ежегодно в рамках программ по расселению появляется 5–6 таких объектов, сейчас готовы к передаче дома по ул. Тверской, 66, и ул. Дзержинского, 34/3.

В-четвертых, создание МЖК. Пятое и главное направление – средства инвесторов. Город намерен готовить инвестпредложения, то есть «превращать проекты в товар». Из уже известных проектов – Императорский квартал, детская гостиница на Загорной.

– Мы берем полтора года, чтобы инвестпроекты пошли по конвейеру, – оптимистичен Паршуто.

Вообще, мэрия надеется, что новая стратегия позволит уже в 2011 году увеличить финансирование программы по сохранению деревянной архитектуры до 265 млн рублей и восстанавливать по 25–30 домов ежегодно.

Шестое направление предложил губернатор:

– Создать Фонд восстановления деревянного зодчества. Кто-то наличник для дома купит, и рядом будет табличка: «Наличник Подгорного». «Кирпич Зыбайло». «Конек Паршуто»…

 

Немецкие специалисты, исследовавшие дома на ул. Горького, обнаружили, что оценки БТИ с износом в 95% сильно преувеличены. 80% зданий просто нуждаются в капремонте, и только 4% – аварийные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 18 =