В режиме доступа

Новейшие образовательные технологии живьем и в теории

Очередное заседание коллегии Департамента общего образования Томской области проходило в Мариинской гимназии-интернате. Выбор места оказался отнюдь не случайным.

На базе гимназии уже несколько месяцев действует Центр дистанционного образования (ЦДО). А один из вопросов повестки как раз касался выполнения программы создания доступной образовательной среды для детей с ограничениями в здоровье (ОВЗ) и организации дистанционного обучения. Так что перед обсуждением проблем, связанных с реализацией программы, участники коллегии получили возможность увидеть новые образовательные технологии в живом исполнении.

 

Лицом к лицу

Руководители муниципальных образовательных учреждений с удовольствием откликаются на приглашение руководителя ЦДО Светланы Алещенко посетить центр. Он находится на первом этаже гимназии, то есть легко доступен для ребятишек с проблемами в передвижении, пожелавшими получать образование в очно-заочном режиме. В просторном светлом помещении установлена новая современная техника. Стоимость одного рабочего места, поясняет по ходу экскурсии первый зам. начальника департамента образования Павел Горлов, составляет около 200 тыс. рублей. С такой техникой можно осваивать не только общеобразовательные программы, но и дополнительные – учиться играть на фортепиано, делать снимки на цифровых фото- и видеокамерах, рисовать с помощью специального графического планшета. А еще – фантастика! – прямо дома, сидя за компьютером, проводить физические и химические опыты, которые школьники обычно выполняют в условиях лаборатории.

За одним из рабочих мест преподаватель Млада Бусыгина ведет урок русского языка. Она находится в ЦДО, а ее ученик Руслан – в своей квартире. На экране монитора мы видим улыбающегося мальчика и часть домашнего интерьера.

– Выдели две исходные части в слове «железнодорожный», – предлагает подростку учитель.

Руслан приветливо машет рукой собравшейся в классе публике (он видит происходящее в центре на экране своего компьютера) и полувопросительно выдает версию:

– Здесь же два корня – «железо» и «дорога»?

В ходе живого общения, находясь лицом друг к другу, учитель и ученик проводят работу над ошибками и вместе находят правильные ответы. У Руслана врожденные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и для него такое общение означает расширение жизненного пространства. А новые рабочие места, оборудованные в ЦДО, оказывается, укомплектованы еще и специальными программами для слабовидящих и слабослышащих детей и прочими современными опциями.

– Возможности новой техники просто фантастические, – подчеркивает Павел Горлов. – Поэтому сейчас одна из главных задач всех, кто занимается освоением, – до конца понять ее резервы и перспективы.

 

Безбарьерная среда

Участники коллегии направляются для общего разговора в актовый зал. По мере перемещения заглядывают в… туалет. Интерес к деликатному заведению у них не праздный, а тоже имеющий непосредственное отношение к повестке. Ведь доступная для детей с ОВЗ образовательная среда предполагает в том числе наличие специально оборудованного туалета. В Мариинской гимназии, где с начала учебного года дистанционно занимаются 45 школьников с проблемами здоровья, все сделано как надо: удобное помещение, широкие дверные проемы, специальные поручни. Директор гимназии Надежда Лукьянова демонстрирует и подъемник, с помощью которого ребята-колясочники без труда поднимаются на второй этаж.

– Вы бы видели, каким счастьем светятся глаза этих ребятишек, – рассказывает Лукьянова. – Для них это реальное расширение горизонта и возможность почувствовать себя такими же, как все.

Увы, подобных учебных заведений в Томской области пока всего два, и это лишь одна из множества проблем организации доступного образования для детей с ОВЗ. О них и пошел разговор на коллегии.

 

Кадры, нормы, деньги…

Необходимость создания нормальных условий для обучения детей с ОВЗ ни у кого не вызывает сомнений. Федеральная и областная власть разрабатывают специальные проекты и выделяют на их реализацию средства. Вроде бы делается многое. Но едва ли не каждое благое намерение спотыкается о существующие реалии. Например, создать безбарьерную среду в некоторых школах невозможно по причине ветхости зданий. Или взять то же дистанционное обучение. Хорошая услуга? Бесспорно. Но как обеспечить сохранность дорогостоящего рабочего места ученика, если он воспитывается в социально неблагополучной семье? Кто будет за этим наблюдать? И кто оплачивать работу контролера? Возникают вопросы и в связи с низкой технической подготовкой детей: на компьютерах для дистанционного обучения стоит программное обеспечение Apple, установлен Skype, а ребята такую технику в глаза не видели – их надо учить ими пользоваться. Есть трудности и с кадрами для региональных учебно-методических центров дистанционного обучения. Об этих и многих других проблемах говорили Анастасия Чубарова, начальник отдела организационного и правового обеспечения, Юлия Дубовицкая, главный специалист департамента общего образования, Юрий Серов, представитель ЦДО ТОИПКРО, Маргарита Хрусталева, главный специалист департамента здравоохранения, Светлана Максименкова из БМСЭ. Обозначился, по словам начальника департамента общего образования Леонида Глока, целый комплекс вопросов, которые можно решить только в тесном взаимодействии разных структур и ведомств. Но какие бы сложности ни возникали, подчеркнул начальник департамента, нужно целеустремленно двигаться вперед.

 

Руководитель Центра дистанционного образования Светлана Алещенко демонстрирует возможности техники для занятия с ребятами с ограничениями здоровья

Урок русского языка в режиме онлайн: преподаватель Млада Бусыгина – в ЦДО, ее ученик Руслан – в своей квартире

 

ЦДО на базе Мариинской гимназии-интерната начал работать 1 сентября 2010 года. На его организацию было направлено более 50 млн рублей. С помощью центра образование получают 45 детей, с 1 января 2011-го к ним присоединится еще 161 ребенок. Работа с детьми здесь ведется в форме очно-дистанционных, дистанционных и очных занятий. Ученику предоставляются компьютер с доступом в Интернет, дистанционные курсы, электронная почта, необходимое программное обеспечение.

 

Леонид Глок, начальник департамента общего образования ТО:

– Преимуществом дистанционного образования является индивидуальный подход к обучению. Кроме того, оно способно помочь многим детям с ограниченными возможностями не только получить образование в рамках общеобразовательной программы, но и продолжить его в высшем учебном заведении.

 

Тамара Ромашова, директор Уртамского детского дома-интерната:

– Наше коррекционное учреждение по определению должно участвовать в проекте по дистанционному обучению. В январе 2011-го у нас будет поставлено оборудование – рабочее место ученика и педагога. Понятно, что это самые современные технологии обучения, позволяющие значительно расширить горизонты ребенка. Но вопросов по организации такого обучения еще много, поэтому разговор на коллегии для меня очень полезен.

Алексей Щукин, директор Колпашевской школы № 2:

– Традиционно количество детей с ограниченными возможностями достаточно большое. Но в кризисные времена мы не могли ими серьезно заниматься. Сейчас, слава богу, кризис позади, и пора повернуться лицом к таким детям. Получение ими качественного образования без внедрения новейших образовательных технологий невозможно. В этом смысле очень интересен проект по развитию дистанционного образования, тем более что он проводится на условиях софинансирования. Мы готовы к нему подключиться, хотя многое еще придется осмыслить и довести до ума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *