Природа педагога

Учительская семья Антиповых исповедует экологию души, среды и творчества

Судьба основателя этой учительской династии была незавидной. Отца Михаила Каратуна арестовали по доносу и расстреляли в 1937-м, и этот факт сделал для него закрытыми двери всех учебных заведений. Вопреки обстоятельствам Михаил много читал, занимался самообразованием. Но главное – природа наделила его золотыми руками и добрым нравом. Он легко ладил с детьми. Это и привело Каратуна в фабрично-заводскую школу, где он стал обучать подростков плотницкому ремеслу.

 

Защищал как мог

Когда началась Великая Отечественная война, Михаила Романовича забрали в армию, но вскоре комиссовали из-за болезни. Поправившись, он продолжил работать в ФЗО. Состав его учеников в этот период был разношерстный: прежние ребята ушли на фронт, их места заняли колонисты и эвакуированные. Особенно его потрясли дети из блокадного Ленинграда – они были так напуганы постоянными бомбежками, что вздрагивали от любого резкого или громкого звука. Были сильно истощены, больны, еле держались на ногах.

– Отец хлопотал, чтобы их перевели в другие учреждения, где обучение было более легким, – рассказывает Зинаида Антипова, дочь Михаила Каратуна. – В плотницком деле ведь используется много острых, режущих инструментов, а если силы в руках нет, тут и до беды недалеко. К тому же и колонисты порой обижали их – отбирали пищу, дразнили, поколачивали. Отец как мог защищал их, отдавал свой хлеб, а сам работал впроголодь, буквально на износ. У него и медаль за доблестный труд в годы войны есть.

 

С детства впитывали красоту

После войны жизнь была трудной, полной лишений, вспоминает Зинаида Михайловна. Не хватало самых необходимых вещей. Но отец умудрялся экономить – прежде всего на себе, – чтобы купить детям велосипед, баян или фильмоскоп. А игрушки, которые в магазинах были дороги, мастерил своими руками. И книжки читал, и любовь к природе прививал.

– Мой дед был охотником-промысловиком, поэтому отец, часто сопровождавший его в походах, очень много знал о лесе и его обитателях, – продолжает Антипова. – Как только весной сходил снег, он вел нас, детей, в лес – показывал первоцветы, подзывал бурундучков, различал голоса птиц. Мы восхищались его непостижимыми для нас умениями. С детства впитывали природную красоту и чистоту. С щемящей жалостью ощущали ее ранимость…

 

«Вы уберегли меня от тюрьмы»

Сначала Зинаида Михайловна окончила фармацевтическое училище, затем мединститут. Одногруппники после лекции нередко обступали ее и просили объяснить сложную тему просто и внятно. Это ее увлекло, и она осталась на кафедре – преподавала химию, занималась научной деятельностью. Работа ей очень нравилась, но от нее пришлось отказаться – в ПТУ № 11 ей предложили не только ставку, но и квартиру. Училищу она посвятила 16 лет и считает, что это были лучшие годы в ее педагогической практике.

– Дети там были не семи пядей во лбу, но работать с ними было интересно, – говорит Антипова. – Я вела биологию, а гордостью моей стала методика экологического воспитания. Сейчас вопросы охраны окружающей среды очень злободневны, а в 1980-е они не стояли еще столь остро. Можно сказать, что мы были первопроходцами в области экологического образования. Создавали с детьми микрозаповедники, чистили городские парки и скверы, выращивали декоративные и лекарственные растения, проводили викторины и КВН на «зеленую» тему.

В училище сложилась и система педагогических принципов Зинаиды Антиповой: уважение к ребенку, стремление видеть в нем хорошее, поощрять его за это. Многие дети, рассказывает педагог, имели склонность к воровству, хулиганству. Ей потребовалось немало мудрости и терпения, чтобы сгладить шероховатый характер. Однажды она встретила в автобусе своего выпускника – юноша держал на руках ребенка и лучился счастьем: «Зинаида Михайловна, вы уберегли меня от тюрьмы. У меня замечательная семья и хорошая работа», – благодарил он ее.

– Запомнился еще один случай, – рассказывает педагог. – После родительского собрания все стали расходиться, а одна мама сидит и плачет. «Чем-то вас обидела?» – встревожилась я. «Наоборот, – всхлипнула она, – я первый раз услышала о своем сыне добрые слова».

 

Уроки для будущих педагогов

А потом по воле жизненных обстоятельств Зинаида Михайловна переехала в Кисловку, где стала работать завучем в поселковой школе. В это время она принимала активное участие в создании экспериментального педагогического класса для детей, мечтающих стать учителями, воспитателями или гувернантками. Помимо обычных дисциплин они изучали педагогику и психологию, проходили практику в детском саду, в начальных классах, организовывали веселые переменки, собирали школьный фольклор – песни, стихотворения, кричалки, считалочки.

– Многие ученики очень интересно раскрывались, – говорит Антипова. – Одна девочка была прирожденным педагогом – жизнерадостная (дети не терпят унылых учителей), заводная, преисполненная разнообразных идей, но у нее была не совсем грамотная речь. С этим недостатком мы боролись два года – и победили его. Девушка успешно поступила в пединститут, как и многие выпускники этого класса.

 

Художница с даром учительства

Дочь Зинаиды Михайловны Татьяна, выучившись на художника, тоже пришла в школу – вела уроки изобразительного искусства. По мнению мамы, она обладала волшебным педагогическим даром. Дети, которые не умели держать в руках кисть и карандаш, под ее чутким наставничеством начинали рисовать изумительные картины. А некоторые стали даже профессиональными дизайнерами и архитекторами.

– Мне приятно было наблюдать, как Татьяна работает, – вспоминает Антипова. – Она неслышно, как фея, скользила мимо учеников, и если замечала, что у кого-то потекла краска или стал «лохматым» штрих, без лишних слов делала несколько взмахов своей умелой рукой – и работа была спасена. Все это у нее получалось как-то мимоходом, легко…

Сейчас Татьяна полностью посвятила себя собственному творчеству – она живет на Алтае, где чудесная природа и оригинальная этнокультура питают ее талант и воображение.

 

Зинаида Антипова с 2003 года заведует школьным музеем. Среди экспонатов – вещи старожилов Кисловки, творческие работы учителей и учеников

 

Кроме медицинского, Зинаида Антипова имеет высшее педагогическое и психологическое образование. Обладает званиями «Учитель-методист» и «Лучший педагог-эколог – 2010». А в 2008 году она выпустила сборник «Зеленые задачки» для 3–4-х классов:

– Один гектар хвойного леса за год задерживает около 40 тонн пыли, а лиственный лес в 2,5 раза больше. Сколько тонн пыли задерживает 1 га лиственного леса за три года?

– Бабочка сибирского шелкопряда, вредителя темнохвойной тайги, откладывает примерно 450 яиц. Каждая вылупившаяся личинка (гусеница) съедает за период своего развития около 50 граммов хвои. Сколько граммов хвои съедает поколение личинок одной бабочки при условии, что все они выживут?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =