24.12.2010

Ожидание мучительно. Спасительно – действие!

Статей на сайте: 218

Отклик на спектакль «Страсти по Беккету. В ожидании Годо»

11–12 декабря в ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Страсти по Беккету. В ожидании Годо», режиссер-постановщик Сергей Озерный (Москва). Одно из самых известных произведений европейского театра абсурда XX века представлено в традиционном для отечественной культуры христианском осмыслении. Вопиющая проблема современности – утрата человеком вечного плана бытия и богообщения как неотъемлемой части жизни – раскрывается в спектакле через создание ярких образов, основанных на евангельских сюжетах.

В пьесе ирландского драматурга Самюэля Беккета «В ожидании Годо» (фр. «En attendant Godot», англ. «Waiting for Godot», 1948–1949 гг.) показан абсурд человеческого бытия без Бога. Человек мается и томится от пустоты, не знает, куда деться от самого себя. Жизнь для героев Беккета – это сплошная неопределенность, подвешенность во времени и пространстве, утрата памяти. Человек томится, не знает, Чего он хочет, и не знает, как Это найти. Все познания современного человека о Боге описываются одним-единственным и ничего не значащим словом – «Годо». Весь религиозный акт сводится к пассивному ожиданию.

Знакомство с пьесой «В ожидании Годо» в рамках университетской программы по зарубежной литературе совпало с началом моего воцерковления: тогда я только пришла к вере и начала вести осмысленную церковную жизнь – регулярно посещать богослужения, читать духовные книги, Святое Евангелие. Тот период жизни был наполнен особым светом и радостью от четкого осознания присутствия Господа Иисуса Христа в моей жизни, от Его бесчисленных милостей и попечении обо мне. И, конечно, тогда текст Беккета шел вразрез с моим состоянием и мироощущением. Когда ты нашел Смысл, «Путь, Истину и Жизнь» (в Евангелии Господь говорит о себе: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через меня» Ин. 14, 6), театр абсурда, ставящий проблему бездуховности, но не показывающий выхода, становится просто неактуальным.

Иначе дело обстоит со спектаклем «Страсти по Беккету. В ожидании Годо». Название сразу же вызывает ассоциацию с произведениями И.С. Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», которые изображают страдания Христовы. Невольно вспоминается и пассия (лат. passio – страдать) – акафист страстям (страданиям) Господним, который читается в храмах после вечернего богослужения каждое воскресенье Великого поста. Так, зрителю дан сигнал: произведение предстанет в христианском осмыслении. А значит – будет показан выход из тупика безверия. Ведь Христос воскрес, победил смерть, искупил человека от греха, дал возможность каждому из нас новой, преображенной, вечной жизни. Эта истина непреложна, неизменна (Сказал Господь Своим ученикам: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Марк. 13, 31). Человек всегда – независимо от культурной эпохи, политического строя, экономической формации – может жить истинной духовной жизнью, общаясь со Христом через Церковные Таинства.

Лично для меня значимым было то, что Сергей Озерный раскрывает проблему безверия, обнищание и жалкое положение человека, потерявшего Бога, не абстрактно, в отрыве от какой бы то ни было духовной традиции, как это часто бывает в постмодерне, а в контексте христианской культуры. Режиссер создает яркий смысловой образ страданий Христовых. На протяжении всего времени ожидания герои Эстрагон, Владимир, Лакки и Поццо пытаются говорить о религии и смерти, но выдают только банальности, штампы или энциклопедические сведения и при этом весьма элегантно играют в гольф. Держа в руках клюшки, они только имитируют движения, частенько целясь прямо в зал. Несмотря на то, что на сцене шаров нет, все же становится как-то не по себе – а вдруг прилетит?! Однако зритель слышит лишь звук катящегося и падающего в лунку шара. В тот момент, когда символически изображена Крестная казнь Христа, на сцену сверху сыпется множество шариков. Каждый из них, я думаю, символизирует человеческий грех. Так мы своими грехами, дурными мыслишками и мелочными поступками, одним за другим, бесчисленным множеством, совершенным за всю жизнь, распинаем Сына Божия. Становится жутко. Хочется сказать: нет, Господи, больше ни одного шарика! Ни одного! В кульминационной сцене ожидающие Годо «трансформируются» в апостолов и евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Каждый из них цитирует «свой» отрывок из Евангелия о Крестных страданиях Спасителя.

В спектакле также символически (без единого слова) показано положение во гроб плащаницы Спасителя, а затем пришествие жен-мироносиц, которые пришли помазать ароматами тело Господа, но обнаружили лишь пелены и ангела, возвестившего им о Воскресении Христа. И это очень важный момент. Этим самым, на мой взгляд, режиссер свидетельствует – вечная жизнь, Воскресение и Спасение существуют объективно, независимо от нашего незнания о нем, и мы в любой момент можем к нему приобщиться и наша жизнь наполнится смыслом.

Как говорил Ф.М. Достоевский, душа человека по природе своей христианка. Человеку свойственно искать Бога. Однако как это сделать?! Как выбраться из повседневной серой рутины, пошлой бесконечности и прорваться к Свету? Как сделать так, чтобы Евангелие вошло в твою жизнь? Спектакль говорит об одном: ожидание бесполезно. Годо к героям так и не приходит. Какой вывод может сделать зритель? Пассивному ожиданию нужно что-то противопоставить. А именно: активное действие. Бог откликается, только когда Его ищут всем сердцем («Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» Пс. 118, 2), вопиют к Нему («Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему» Пс. 118, 58), жаждут встречи с Ним (Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих» Пс. 118, 94).

В спектакле «Страсти по Беккету. В ожидании Годо» нет и тени морализаторства и нравоучительства. Режиссер только ставит проблему бездуховности и показывает, что она может быть разрешена. Однако он не дает готовых рецептов: делайте это и не делайте того. Чистое искусство призвано помочь оторваться от повседневности, напоминать о Высших смыслах, тонко указывать на них. Подлинное Богообщение мы можем найти только в Церкви, благодать в которой не оскудевает (сказал Господь своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» Мф. 28, 20).

 

Цитата

Каждый из нас стоит перед выбором…

«Я глубоко убежден, что проблема веры является самой главной проблемой современного человека, независимо от конфессиональной принадлежности. Для меня не существует человека вне веры. Единственный конфликт, который для меня очевиден, – это конфликт веры человека в Бога и всего того, что ее подменяет – власть, деньги, обряды. Эпоха потребления сделала из самой веры атрибут имиджа. Медиаиндустрия проповедует нового человека, цель которого – тотальное потребление. Только разрешив кризис веры, человек становится человеком».

Режиссер-постановщик спектакля «Страсти по Беккету. В ожидании Годо» Сергей Озерный.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 44 = 49