Миллиард прибыли

Лидер банковской отрасли демонстрирует впечатляющие результаты

 

Томское отделение Сбербанка России завершает 2010 год с прибылью в 1 млрд 105 млн рублей. Эта цифра превышает аналогичный показатель 2009 года более чем в два раза – на 712 млн рублей. Новые банковские продукты и технологии, выгодные условия для заемщиков и вкладчиков, активно расширяющаяся сеть офисов и банкоматов – все это способствовало интенсивному развитию банка и росту числа его клиентов.

Об итогах уходящего года «ТВ» рассказал управляющий Томским отделением № 8616 ОАО «Сбербанк России» Михаил Гребенников.

 

Первое место в Сибири

– В этом году вы достигли уровня прибыли в сумме более чем миллиард рублей. В какой-либо из докризисных лет Томское отделение Сбербанка России было близко к этому показателю?

– На такие показатели прибыли наше отделение никогда не выходило. Оптимизация работы, повышение эффективности труда сотрудников – эти меры привели к впечатляющим результатам. Хотя шли мы к ним долгих пять лет. 2005-й мы закончили с убытком в 100 млн рублей. Затем в 2006-м вышли на 110 млн прибыли, после чего были показатели в 200, 300 млн, и только в этом году мы шагнули за миллиард. По итогам года в Сибирском банке мы находимся на первом месте.

– На какие цели будут направлены эти средства?

– Если есть прибыль в отделении и в Сбербанке в целом, мы можем и дальше развивать бизнес: именно из этих средств формируются фонды развития банка. Новые помещения для офисов, банкоматы, техника – все это приобретается только на деньги фонда.

 

Риски банка

– О бурном росте экономики после перенесенного кризиса пока говорить не приходится. Чем вы объясняете ощутимый рост выданных кредитов в Томском отделении банка – ведь и зарплата у людей, и положение предприятий в основном находятся в стагнации?

– Сегодня у нас кредитуются более 600 предприятий и более 80 тыс. физических лиц. Я же ставлю цель выйти на объем кредитуемых предприятий – в тысячу. Хотя выдача заемных средств юрлицу сегодня – это непросто. Многие предприятия после тяжелого 2009 года имеют плохие балансы. Банку приходится брать на себя риски по кредитованию бизнеса, причем на большую глубину и по достаточно низким ставкам. Эта работа служит основанием для оптимистических прогнозов роста экономики, потому что без кредитных ресурсов бизнес развиваться не сможет.

В 2010 году Томским отделением Сбербанка выдано кредитов на сумму в 19 млрд 197 млн рублей, из них юридическим лицам – 14 млрд 241 млн, физическим лицам – 4 млрд 956 млн рублей. По объему выдачи кредитов предприятиям малого бизнеса Томское отделение является лидером в Сибирском банке. В два раза увеличилось количество клиентов среди малого бизнеса: за год выдано 2 млрд 301,5 млн заемных средств, прирост к 2009 году составил 851,9 млн рублей.

– Рост показало и кредитование населения. Если зарплата у людей не выросла, значит, другими – более доступными – стали условия для получения заемных средств?

– Еще весной банк отменил все комиссии, а в течение года Сбербанк постоянно шел на снижение процентной ставки: по кредитованию на жилье она уменьшилась в среднем на 3%, на неотложные нужды – на 2%. Таких низких ставок не было и в докризисное время. В середине года в Томском отделении Сбербанка заработала «Кредитная фабрика», и теперь выдача потребительских кредитов происходит по скорринговой системе. Решение о выдаче заемных средств принимается за 1–2 дня, что также способствует привлечению большего количества клиентов.

Кроме того, в 2010 году начала действовать программа «Социальная ипотека», в рамках которой администрация Томска, ТДСК и Сбербанк России помогают томичам приобретать жилье. За год выдано 312 кредитов на сумму 286 млн рублей. В 2011 году «Социальная ипотека» станет еще доступнее – она предусматривает дотирование не только процентной ставки, но и первоначального взноса.

– Сумма средств, положенных на банковские депозиты, тоже растет?

– По вкладам населения мы вышли на цифру в 21 млрд рублей. Такого еще никогда не было. В 2005 году, для сравнения, этот показатель составлял 7 млрд. Но я думаю, что мы достигли потолка: при отсутствии роста зарплат дальнейшего притока денег во вклады вряд ли стоит ожидать.

– В этом же году Сбербанком была запущена новая программа кредитования образования. Много ли студентов воспользовалось этим предложением?

– Нет, выдано всего 56 кредитов. Почему так мало? До сих пор жив принцип: не надо мне кредитов, я буду жить на свои. Родители считают: мы ребенка выучим за собственные деньги, и пусть при этом не будем нормально питаться, одеваться и отдыхать. Ну, вот и подумайте, что это за жизнь, когда человек себе во всем отказывает? Можно было бы обойтись без этих жертв – условия по образовательному кредиту вполне подъемные.

 

Будущее – электронные деньги

– Число банкоматов и терминалов Сбербанка постоянно увеличивается. Становится ли при этом больше их пользователей или люди по старинке предпочитают получать обслуживание в офисе?

– От наличного обращения нужно уходить: оно слишком дорого и для нас, и для государства. Наш банк эмитировал 356 тыс. 784 карты, то есть каждый четвертый житель Томской области имеет карту Сбербанка. Годовой прирост составил более 72 тыс. карт. Примерно четверть транзакций в торговых сетях – это оплата покупок банковскими картами. Надеемся, что это количество будет расти. Электронные деньги – это наше будущее. Это ведь не только вопрос комфорта обслуживания, но и безопасности. Кроме того, чем меньше выпускается в обращение реальных денег, тем меньше инфляция.

– Какие из новых банковских технологий уже стали популярными у жителей Томской области?

– «Мобильный банк», к которому уже подключились 174 206 человек. Эта услуга позволяет оплачивать кредиты с сотового телефона, переводить деньги на счет своих родных, друзей. Не надо стоять в очередях. Планируем, что в следующем году томичи получат возможность через «Мобильный банк» гасить платежи за услуги ЖКХ. Ведем проект по социальным картам: в Северске мы уже эмитировали почти 2,5 тыс. карт, а всего в Томской области их выдано более 100 тыс. Считаю, что каждый из 300 тыс. жителей нашего региона, имеющих льготы и социальные пособия, должен иметь одну карту, на которую бы получал и денежные выплаты, и различные скидки в магазинах и аптеках. Происходит рост числа клиентов, пользующихся удаленными каналами обслуживания, то есть банкоматами и платежными терминалами. Их сейчас на территории Томской области установлено 342.

Новые технологии позволяют воспользоваться финансовыми услугами без прямого участия людей и в любое удобное время.

 

Жалоба как подарок

– Сбербанк известен тем, что он представлен во всех районах Томской области. Стала ли в этом году его филиальная сеть еще шире?

– Филиальная сеть Томского отделения Сбербанка состоит из 112 подразделений, расположенных на территории Томской области, и двух передвижных пунктов кассовых операций, обслуживающих 15 отдаленных населенных пунктов Томского района. В следующем году планируем запустить еще две передвижные кассы в Колпашевском и Асиновском районах. Ведется постоянная работа по улучшению качества обслуживания клиентов, в операционных залах теперь работают консультанты. Клиентов встречают улыбкой, предлагают помощь. Наши сотрудники одеты в единую форму. Эту работу будем проводить и дальше, чтобы томичи видели, что Сбербанк – это не сберкасса 1980-х годов, а современный коммерческий банк. Понятно, что проблем еще много, и стремление к качеству безгранично. Нам важно знать мнение клиентов, поэтому книги жалоб размещены во всех оперзалах банка, можно написать письмо и на сайт Сбербанка. Мы действуем по принципу западных компаний: жалоба – это подарок, потому что именно она помогает понять, что мешает качественному обслуживанию. Результаты такой работы есть. Наш допофис № 112, расположенный на ул. Островского, в этом году занял второе место в России по качеству обслуживания клиентов среди всех подразделений Сбербанка. Замеры проводятся Сбербанком России после отчета «тайных покупателей», которые приходят и в наши офисы. Томское отделение знают в центральном аппарате банка как одно из лучших отделений по культуре и качеству обслуживания.

 

Томское отделение Сбербанка активно занимается благотворительной деятельностью: эти расходы в 2010 году составили 1,4 млн рублей. Тунгусовскому детскому дому-интернату была оказана помощь на 700 тыс. рублей, финансовую поддержку получили ветераны Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от паводка и пожаров, команда КВН ТПУ, Томский областной художественный музей. В офисах банка установлены ящики-накопители, в которые собираются деньги на помощь больным детям.

 

Итоги Томского отделения № 8616 ОАО «Сбербанк России» за 2010 год в цифрах:

– чистая прибыль – 1 105 млн рублей;

– выдано кредитов – на 19 197 млн рублей, в том числе юрлицам – 14 241 млн, малому бизнесу – 2 301,5 млн, физлицам – 4 956 млн рублей;

– эмитировано 356 784 банковские карты;

– к услуге «Мобильный банк» подключились 174 206 держателей карт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *