Скованные стандартом

Как соотносятся функции средней школы и государственные приоритеты в образовании

Письмо с просьбой наложить вето на проект нового государственного образовательного стандарта для старшей школы (ФГОС) направили президенту РФ представители педагогической общественности России 28 января. Свои подписи под обращением поставили 35 именитых педагогов. Текст письма был опубликован в «Живом журнале» на странице пользователя starushkalarina. В итоге только за выходные к протестному движению примкнуло более 12 тыс. человек.

Если коротко, согласно ФГОСу ученики 10–11-х классов будут сами выбирать, какие предметы и в каком объеме им изучать. Обязательными объявляются четыре дисциплины: курс «Россия в мире», ОБЖ, физкультура и подготовка некоего индивидуального проекта. Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей:

– русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература); – иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык); – общественные науки (обществознание, история, география экономика, право); – математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика); – естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология); – курсы по выбору (искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).

При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся»; базовый курс обучает основам и лишь профильный нацелен на «подготовку к последующему профессиональному образованию». Профильно можно будет изучать максимум четыре предмета. Причем из шести предметных областей можно выбрать только по одному предмету (и лишь из приоритетной – два). То есть общий набор не должен превышать семь предметов.

Вопросов у педагогов, по сути, два. Первый: почему место в обязательном наборе занимает «новый джентльменский набор», а не традиционные русский язык, математика, история и литература? Второй: почему из шести предметных областей можно выбрать только по одному предмету? «Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС», – отмечают в письме его составители.

«Мы считаем, что вы, как руководители страны, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин, – обращаются педагоги к президенту. – Мы считаем, что необходимо созвать представительное совещание педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования».

По планам Минобрнауки новый образовательный стандарт должен стать обязательным с 1 сентября 2020 года. Утвердить его предполагалось уже к 15 февраля, но министр образования Андрей Фурсенко на днях заявил, что документ еще будет обсуждаться.

 

Комментарии

Ольга Шушпанова, начальник отдела развития образования областного департамента общего образования 

На мой взгляд, проект нового образовательного стандарта плохо изучен широкими массами и неправильно понят. Мы не привыкли к документам такого рода. От Министерства образования ждут очень четких, пошаговых рекомендаций. Но этот проект – документ другого порядка. Стандарт налагает большую ответственность на ученика и его родителей в плане выбора предметов и дальнейшей образовательной траектории.

Из четырех базовых предметов больше всего мне импонирует ОБЖ. Этот подход говорит, что главная ценность – человеческая жизнь. Физкультура – это забота о здоровье. Индивидуальный проект – возможность полной самореализации, возможность выбора.

Однако хочется отметить один принципиальный момент. Мы говорим о старшем звене. Этот стандарт будет актуален и эффективен только в том случае, если все базовые курсы будут успешно освоены школьниками в среднем звене – с 5-го по 9-й класс. Ведь только хорошо обученный, грамотный ученик сможет сделать осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории.

Ирина Тоболкина, директор Академического лицея:

– Ни я, ни коллектив лицея не склонны к преждевременной панике. Мы за методичную работу, поступательное решение проблем. Вместе с разработкой нового стандарта старшей школы идет демократизация образования. Нравится это нам или нет. Раньше старшеклассник получал готовый набор предметов, а теперь нужно будет выбирать. Думать придется. Но в этом случае, может быть, родители уже в 9-м классе смогут внятно ответить учителям, куда собирается поступать их ребенок. Пока же мы часто слышим в ответ: не знаем. Как говорит специалист в области педагогики Виктор Болотов, школа воспринимается как «социальный сундук», куда школьники «сдаются» на десятилетнее хранение, и нередко родители предпочитают абстрагироваться от образовательного процесса. С введением нового стандарта сделать это будет гораздо сложнее.

Что касается выбора базовых предметов, здесь действительно можно спорить. Так, например, в Прибалтике доминирующим является трудовое воспитание. Там девочку не выпустят из школы, пока не обучат готовить и вязать. Называя базовые предметы, государство заявляет о своих приоритетах. И в этом оно честно по отношению к людям.

 

Мысли по поводу

Противостоять дождю

Татьяна Ковалева, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, президент Тьюторской ассоциации, основательница томской школы «Эврика-Развитие».

— До сих пор я не относилась к проекту стандарта как к законченному документу. Если воспринимать его так – безусловно, я готова поставить под обращением к президенту свою подпись. Для меня в образовании крайне важен принцип индивидуализации, и установка на выбор «не более одного-двух предметов» из одной области действительно вызывает вопросы. А если кто-то захочет выбрать пять и все из математического блока? Почему кто-то берет на себя право ему препятствовать?

Но общий вектор документа, на мой взгляд, правильный. Уход от нормативного регулирования образования к рамочному. Еще недавно министр образования, посмотрев на часы, мог сказать: я знаю, на какой странице учебника природоведения находятся все третьеклассники страны. Для инновационного общества, которое мы пытаемся построить, такой подход устарел. Нам раз и навсегда необходимо отказаться от постулата, что можно научить всех и всему. Сегодняшний мир настолько динамичен, что это невозможно. Нас возмущает, что ребенок не будет знать физику, но почему мы не беспокоимся, что в его курсе не было основ медицины?

На мой взгляд, основная функция, которую должна выполнять школа, – навигационная. Необходимо предоставить ребенку ознакомительный курс естественных наук, математических, общественных. А дальше ребенок сам выбирает, что ему интересно. То, что понадобится ему в жизни. Что делать, если ему вдруг понадобилась физика, но она не входила в школьный набор? Есть интегрированные курсы, семинары. Long life learning (обучение в течение жизни).

Сегодняшняя политическая риторика ориентирована на инновационный путь развития. Делать ставку на инновации, следовательно, выбрать жизнь вне нормативов, вне внешних ограничителей. Инновационный режим жизни значит, что ты живешь в неизвестном, неструктурированном обществе. Твоя задача – улавливать тенденции и создавать проекты, которые их отражают. Задача школы – научить ориентироваться в этом мире. В контексте этих тенденций бессмысленно сохранять в массовой школе ориентацию на академичность знания. Ведь этот путь предполагает концентрацию на нескольких областях.

Но действительность предъявляет людям совсем другие вызовы: она вынуждает по пять раз менять профессию, переобучаться. И главными ценностями в современном мире становятся мобильность и гибкость. Противостоять этому – все равно, что противостоять дождю. Единственный способ – использовать зонт или дождевик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =