Отцы в воду

Алиментщики изобретают все новые способы ухода от ответственности

 

В Томске растет количество должников по алиментам. Только по Кировскому району в 2010 году было заведено 48 уголовных дел по ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). Но наказание отнюдь не панацея. Собрать долги с горе-родителей по-прежнему трудно.

В компетенции судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кировскому району Томска Натальи Крыловой сегодня 950 алиментщиков, регулярно платят из них всего 5%. Работа Натальи – два раза в неделю объезжать нерадивых мам и пап. За неуплату родителю может грозить минимум 120–180 часов обязательных работ, максимум – проживание в колонии-поселении сроком от одной недели до трех месяцев либо год исправительных работ. Имущество нарушителя описывается для последующей продажи на государственных торгах. По идее, эта мера должна способствовать полному или хотя бы частичному погашению его долгов перед детьми. На деле даже побеседовать с эрзац-родителями приставам удается не всегда.

 

Дитем не возьмешь!

– Сегодня едем по неблагополучным адресам, – перед началом очередного рейда объясняет Наталья Крылова.

Первый дом – на пер. Буяновском. Проживающий в нем Сергей К. должен двум своим детям более 173 тыс. рублей. Два раза письменно предупрежден. Безрезультатно. И вот пристав приезжает с обвинительным актом. Пока К. его не получит, дело нельзя направить в суд. Кроме того, необходимо оценить его имущество.

– Перестаньте стучать! Вы кто?! – перекрикивая собачий лай, требует из-за двери пожилая женщина.

– Откройте, мне нужно убедиться, что должника-алиментщика К. нет дома! – просит пристав.

– Я на замке закрытая! Нет никого! – настороженно сообщает старушка.

– Что, дверь ломать будем? – Крылова идет ва-банк.

– А вы попробуйте!

Крепость неприступна. Повестка остается в щели проема…

Светлана С. со Степановки в деле неуплаты алиментов ветеран – три раза проходила по уголовной статье. Последнему из своих четырех детей она до сих пор должна 150 тыс. рублей. Рассчитываться нечем – С. нигде не работает:

– Кто меня возьмет, я ничего делать не умею!

Недавно Светлана в очередной раз была направлена на принудительные работы. Но решение суда игнорирует. В итоге наказание будет, вероятно, заменено на колонию-поселение.

– Вот отсижу и буду платить, – кажется, Светлана даже рада такому развитию событий.

Проторенной дорожкой матери идет и старший сын С. – своим детям он задолжал уже 227 тыс. рублей…

 

Мертвые души

По итогам работы судебного пристава-исполнителя 60% должников все же платят, хотя и с проволочками. Получить алименты с остальных не представляется возможным: примерно половина из них (119 человек) в розыске, с оставшихся брать нечего – ни денег, ни имущества, ни работы. Кто-то из них постоянно в больнице, кто-то недееспособен… Привлечь их к ответственности нельзя.

Иногда доходит до абсурда. Должен человек круглую сумму, а сам – «мертвая душа».

– Примерно 15% от общего числа алиментщиков либо вообще не имеют документов, удостоверяющих личность, либо это такие документы, что просто диву даешься, – поясняет Наталья Крылова. – Паспорта СССР, какие-то ксерокопии недействительных документов, справки об освобождении из мест лишения свободы…

Тенденция просматривается неутешительная – за первый месяц нового года уже оформлено 19 протоколов о привлечении к уголовной ответственности за неуплату алиментов.

 

Тенденция нового времени: на алименты частенько подают, когда на одном из супругов висит непогашенный кредит или ипотека. При высокой просрочке банк имеет право удерживать в свою пользу 50% доходов гражданина; если же гражданин выплачивает алименты, может взыскивать только 25%, а если в семье трое детей, и вовсе не получит ничего, пока те не достигнут совершеннолетия. Жена подает на развод, требует алименты, супруги меж тем продолжают жить под одной крышей.

 

Растет число матерей, которые существуют за счет непрерывного рождения детей. По закону женщине положено пособие по уходу за ребенком – более 3 тыс. рублей ежемесячно на протяжении полутора лет. Когда чаду исполняется 1,5 года и оно перестает приносить доход, его отправляют в детдом; к тому моменту предприимчивая мамаша уже рожает следующего. Привлечь к ответственности таких нельзя – они либо беременные, либо находятся в отпуске по уходу за ребенком.

 

В последние годы все больше мужчин подают на алименты. Появилась категория «одинокие многодетные отцы» (воспитывают более двух детей). Так, улицу Елизаровых сотрудники отдела судебных приставов даже прозвали «гнездом брошенных отцов» – там их проживает сразу несколько.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × два =