Школьная драма

Томские профессора обеспокоены гуманитарной деградацией молодежи

 Кто такой Врубель? Чем знаменит Чайковский? Что написал Михаил Булгаков? Примитивные, казалось бы, вопросы ставят в тупик абитуриентов.

Невежество выпускников школ становится почти тотальным. Об интеллектуальной деградации юного поколения с тревогой говорили участники Томского профессорского клуба. Дискуссию вызвало выступление заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы филфака ТГУ профессора Александра Янушкевича.

 

Сочинение учило мыслить

Советская система школьного образования, которую сейчас многие ругают, имела, по мнению профессора Янушкевича, несколько несомненных плюсов. Она давала системные знания. Воспитывала в детях нравственность. И учила мыслить. Сейчас все это утрачивается. В угоду ЕГЭ отказались от выпускного сочинения, и у детей исчезла необходимость письменно излагать свои мысли. Ненужным стало читать художественные произведения, потому что поставить галочки в экзаменационном опроснике можно и без знания первоисточников – хватает информации, почерпнутой из Интернета.

– Человек приходит в вуз с нулевыми гуманитарными знаниями, – эмоционально говорил Александр Янушкевич. – Он не имеет представления об истории России. Не знает литературу. Не способен прочитать наизусть ни одного стихотворения!

Следствием перехода на ЕГЭ стало оскудение словарного запаса подростков. Зато разговорная речь молодежи изобилует ненормативной лексикой, которая, к величайшему позору «умного» города, в открытую звучит на улицах Томска. Сегодня не стыдно не читать. Не знать классиков великой русской литературы, писавших на великом русском языке. А ведь Россию в европейском сообществе признают прежде всего за ее культурное достояние.

 

За провал никто не отвечает

Складывается впечатление, что руководители системы образования приходят во власть для того, чтобы провести очередной эксперимент над школой. За последствия, даже если они разрушительные, никто не несет ответственности. По словам участников дискуссии Льва Пичурина (ТУСУР), Юрия Куперта (ТГУ), Марселя Ройтмана (ТПУ), средняя школа измучена бесконечными реформами, а общий результат – деградация молодежи.

Сейчас перед страной поставлена задача сделать технический рывок, чтобы догнать Запад. Но способна ли на это Россия, задается вопросом Янушкевич, если 150 лет назад, в год отмены у нас крепостного права, в Лондоне уже пустили первую станцию метро? Пропасть в техническом развитии огромная. Так, может, лучше направить усилия на сохранение того, что имеем? Например, уважительного отношения к литературе, которая всегда учила нравственности, выполняла миссионерскую функцию. Лев Толстой предостерегал: кавказские войны бессмысленны («Хаджи-Мурат»). Николай Гоголь показал образец подлинной любви («Старосветские помещики»)… Литература духовно возвышала человека. А сейчас? В Германии любимым героем русской классики молодежь называет гончаровского Обломова. А наши отроки не знают ни кто такой Обломов, ни кто такой Гончаров.

 

Народ безмолвствует

Новые образовательные стандарты могут окончательно угробить школу. В том числе и высшую. Минобрнауки гнет свою линию. Протесты если и звучат, то не очень громкие. Профессор Янушкевич рассказал, что, будучи на совещании в Санкт-Петербурге, он предложил коллегам подготовить письмо-возражение против вымывания гуманитарной составляющей из учебного процесса, однако не получил поддержки. В кулуарах возмущались все, а выступить публично не осмелился никто. Гуманитарное сообщество сегодня разобщено. Духовных лидеров уровня Лихачева, Сахарова, Солженицына нет. Томские профессора попытались высказать отрицательное отношение к политике оглупления нации, но услышат ли их – вопрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + десять =