Инженер с палитрой

Выпускник ТУСУРа Николай Поляков открыл первую персональную выставку живописи  

В Томске проходит первая выставка 38-летнего инженера Николая Полякова, на которой представлено более 20 картин, написанных в смешанном стиле с преобладанием сюрреализма.

Николай Поляков – один из немногих, кто взял в руки кисть и краски и пошел в художественную школу, будучи уже взрослым.

– После перестройки окончил с отличием ТУСУР, время было непростое, и инженеры оказались никому не нужны. Фирмочек разных поменял тогда немало, но самореализоваться было негде, вот и возник такой душевный порыв – начать рисовать, – вспоминает Николай Поляков.

Четыре года учебы на вечернем отделении художественной школы – и с тех пор специалист отдела информатизации одного из томских предприятий в свободное от работы время создает художественные образы. В первых его картинах развивается тема человеческих взаимоотношений, в более поздних работах через пейзажи и исторические сюжеты идет размышление о смысле существования.

 

Ждать ли конца света?

В его картинах много образов из исторического, военного прошлого России (хотя в школе Поляков историю не любил) и не только. Не случайно свою выставку художник решил назвать «Рагнарек». Это слово можно перевести по-разному – «гибель (рок, судьба, закат, сумерки) богов»… Сам Николай интерпретирует это выражение как «последняя битва», в результате которой старый мир гибнет и зарождается новый:

– Еще в 1990-е все говорили – в трудное время Россия должна обратиться к корням. Но этого не произошло. Вроде бы внешне жить стали лучше, но это вовсе не значит, что мы двигаемся вперед. Сплошное самолюбование. Например, все мы празднуем День защитника Отечества, которое мало кто рвется защищать. Джон Кеннеди как-то сказал: «Не спрашивайте, что Америка может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для Америки». У нас все наоборот, поэтому возникает стойкое ощущение – трудные времена еще впереди. Чем больше окунаешься в мифологию, тем больше понимаешь, что, только вернувшись к корням, Россия может стать действительно благополучной и сильной страной.

 

Сказка – ложь, да в ней намек…

Мифология у Николая Полякова тесно переплетается с миром сказок. Несколько его работ носят названия «Лукоморье», «Лисенок», «Братцы», да и изображены на них сказочные пейзажи, игрушки. Правда, на холсте художник передает их по-особому.

– Когда читаешь, внутри возникают образы, появляется то, чего не описано на самом деле. Вообще, сегодня взрослых мало интересует тема сказки, но ведь она же отражает мир русской души. Можно подумать, что мир сказок – это только мир детей.

Кстати, названия картин Полякова написаны на старославянском языке, что, по мнению автора, лучше передает смысл полотен.

– Общеизвестно – чем сложнее язык, тем выше уровень развития народа. У нас же язык только упрощается, и поговаривают об очередной реформе. Интересное наблюдение – вывешивал картины в школе: взрослые затрудняются прочесть, а дети читают легко, – замечает Николай Поляков.

Дети смотрят его картины с любопытством и интересом и находят свое оригинальное понимание каждой. Так что, может быть, рагнарека России еще удастся избежать. У многих томичей есть шанс в этом убедиться: выставка продлится в Доме ученых до конца апреля.

 

Николай Поляков – один из немногих, кто взял в руки кисть и краски и пошел в художественную школу, будучи уже взрослым

 

Одна из самых ранних работ – картина «Братцы». «Мир детства дарит ощущение единства, общности, которого во взрослой жизни многие лишены», – считает Николай Поляков.

 

ФОТО: АНАСТАСИЯ СЕЛЯНИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − три =