Со смертью наперегонки

Онкологи Сибири озабочены показателями заболеваемости злокачественными новообразованиями в Зауралье

 

Приветствуя участников совместного заседания Координационного совета по здравоохранению СФО и Ассоциации онкологов Сибири и Дальнего Востока, проходившего 7 апреля в Томске, губернатор Томской области Виктор Кресс грустно заметил: «Я уже давно не желаю никому сибирского здоровья: к сожалению, сибиряки не могут похвастать тем, что болеют меньше, а живут дольше, чем остальные россияне. Одной из причин такого положения являются онкологические заболевания…»

Озабоченность томского губернатора поддерживается и статистикой по всему Зауралью, приведенной заместителем директора НИИО им. Герцена профессором Владимиром Старинским: на онкоучете состоят 423,5 тыс. человек – 1,6% от общего числа проживающих. С 2000 по 2009 год количество выявленных случаев рака предстательной железы, почки, прямой кишки, меланомы кожи у сибирских и дальневосточных мужчин увеличилось в среднем на 15,8%, щитовидной железы – почти на 64%. У женщин округа рак тела матки выявляется теперь на 16,5% чаще, чем в 2000-м, головного мозга и кожи – почти на 22%, почки – на 37%…

Ежегодно от злокачественных новообразований (ЗНО) в регионе умирает небольшой город – более 50 тыс. человек, причем 55–60% онкобольных погибают в течение первого после постановки диагноза года.

– Показатели не могут не тревожить, особенно если учесть, что 14,2% умирающих от ЗНО – люди трудоспособного возраста, 14% умерших от рака женщин находились в детородном возрасте. Это серьезный удар по демографии, – подчеркнул Владимир Старинский.

 

В красной зоне

Массивная статистика, приведенная в докладах и презентациях участников совещания из разных регионов, свидетельствовала об онкологическом неблагополучии в Зауралье – прозвучало даже слово «онкоэпидемия». Если уровень заболеваемости ЗНО у мужчин в РФ – 227,7 случая на 100 тыс. населения, то в СФО – 306. На ранних (I–II) стадиях выявляются порядка 46,6% онкозаболеваний в РФ, в СФО – 43%; что касается обнаружения запущенной (IV) стадии, то таких случаев в Сибири и на Дальнем Востоке заметно больше, чем в среднем по России.

Как выглядит Томская область по сравнению с соседями? На картах-презентациях, характеризующих положение дел в этой области, красным выделялись наиболее проблемные территории. Томск – все время в красной зоне. Наиболее высокие показатели смертности от ЗНО среди мужчин, по данным профессора Старинского, в Томской области, Туве, Магадане, на Сахалине; у женщин – в Томской области, Красноярском крае, Бурятии, на Сахалине и Камчатке. Ранняя выявляемость рака при профосмотрах в среднем по РФ – 13,8%, в СФО – 12%, причем Томск – среди регионов с самой низкой выявляемостью (рядом с Камчаткой, Еврейской автономной областью, Магаданом, Тувой, и Приморьем). Онкологический диагноз, установленный посмертно: в РФ составляет 3%, в Томской области – 11,1%. Хуже нас в этом смысле только Тува – 15,5%.

– Проблема злокачественных новообразований в Сибири и на Дальнем Востоке является весьма актуальной в связи с ростом заболеваемости и высоким уровнем смертности, – уверен директор НИИ онкологии СО РАМН член-корр. РАМН Евгений Чойнзонов. – Данные по состоянию онкологической помощи свидетельствуют о недостаточном объеме проводимых лечебно-профилактических мероприятий.

 

Виноваты бедность и статистика

– Наиболее важными в оценке онкологических проблем являются показатели заболеваемости и смертности, – поясняет главный онколог СФО, главврач Иркутского онкодиспансера профессор Виктория Дворниченко. – Но нужно делать упор именно на раннее выявление, которое неизбежно поднимает показатели заболеваемости. А смертность будет уменьшаться, когда мы будем выявлять ранние формы рака.

По мнению Дворниченко, в этом смысле явных лидеров среди регионов СФО нет:

– Получается очень сложная картина: у всех разные материально-технические базы, климатические и экономические условия. Мы видим высокую выявляемость (и, соответственно, заболеваемость) в Новосибирской и Томской, Омской и Иркутской областях, в Алтайском крае. Высокая смертность регистрируется в Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областях. А вот Алтайский край и Иркутск уже имеют лучшее соотношение: при высокой заболеваемости низкую смертность.

На вопрос «ТВ», как иркутским онкологам удалось улучшить статистику, Виктория Дворниченко пояснила:

– Мы выигрываем в первую очередь за счет базы: построили мощный хирургический корпус, возводим радиологический блок… Во-вторых – за счет организации работы в первичной сети; в области отлично налажена работа смотровых кабинетов. В-третьих, в последние два года мы детально изучаем все показатели, прослеживая каждого пациента. Поставив на учет 8,5 тыс. заболевших, разбираемся, почему есть запущенные случаи, что явилось причиной позднего обращения.

 

Запущенный случай

Проблемы томской онкологии очевидны и застарелы: недостаточно коек (вообще нет собственного стационара), не хватает онкологических кабинетов, нет радиологического корпуса и детского онкологического отделения.

Собственно говоря, именно слабость материально-технической базы и низкий коечный фонд диспансеров СФО (у 30% из них по 30 или чуть более коек) обозначил в ряду причин сибирского онкологического неблагополучия в своем докладе Владимир Старинский:

– 80% гамма-терапевтических аппаратов выпущены до 2000 года (есть среди них и 1970–1980-х годов выпуска), 12% – установлены до 2005-го, и только 8% можно назвать новыми.

Государство, направляющее на реализацию трехлетней национальной программы по онкологии более 25 млрд рублей, обещает скорые улучшения. В том числе и Томску: уже готовится проектно-сметная документация для строительства радиологического корпуса на четыре каньона, помещений для сложного высокоэффективного диагностического оборудования и создание современных условий для проведения лучевой терапии. Обнадежены томские онкологии и вероятностью создания у нас центра ядерной медицины.

– Но центры ядерной медицины не снизят онкологической запущенности, – считает профессор Старинский. – И заболеваемость растет не из-за качества профосмотров или недостоверности учета – идет действительно истинный рост заболеваемости. Очевидна недостаточная квалификация врачей в области онкологии, и прежде всего врачей первичной сети. Неполное обследование, ошибки в инструментальных методах, наши организационные ошибки… Мобилизовать на борьбу с раком нужно всех специалистов – стоматологов, педиатров, гинекологов, хирургов – всех тех, к кому в первую очередь обращаются заболевшие люди.

 

В прошлом году в ТО было выявлено более 4 тыс. новых случаев злокачественных новообразований. Рост заболеваемости превысил 6% к уровню 2009-го. На учете в томском онкодиспансере стоят 19 276 человек – почти 2% населения области. И хотя запущенных случаев в последние годы стало меньше, а одногодичная летальность (гибель больного на первом году с момента постановки диагноза) с 2007 года снизилась на 10%, ситуация остается крайне тревожной: показатели смертности от рака в ТО выше среднероссийских. Причем если в целом по России максимальное число заболевших приходится на возрастную группу 65–74 года, то в ТО группа риска на десяток лет моложе – 55–64 года.

 

В совместном заседании Координационного совета по здравоохранению СФО и Ассоциации онкологов Сибири и Дальнего Востока приняли участие руководители департаментов здравоохранения, главные врачи республиканских и областных онкологических диспансеров, заведующие маммологическими отделениями

 

Выступая перед собравшимися, профессор Владимир Старинский выразил озабоченность статистикой по Зауралью: на онкоучете состоят 423,5 тыс. человек – 1,6% от общего числа проживающих

 

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 2 =