Конец истории или тьма перед рассветом?

Страсти по деревянной архитектуре вновь накалились

МУ «Томск исторический» будет расформировано. Вчера такое решение принял комитет Думы Томска; возражений не было, так что его, очевидно, подтвердят и на общем собрании. Между тем город намеревается в этом году с удвоенной энергией заниматься вопросами сохранения деревянной архитектуры: в 2010 году Томск подтвердил свой статус исторического поселения, что обязывает…

Улучшать и усиливать намерен и губернатор: на заседании Координационного совета по сохранению деревянного зодчества, которое прошло очень бурно, Виктор Кресс заявил: вновь, как в самом начале работы программы, совещания будут проходить еженедельно под его личным руководством.

– Пока с дубиной не стоишь, ну не идет, и все! Каждый вопрос – не как решить, а как заволокитить! – в сердцах сказал губернатор.

Мы словно вернулись к старым временам: на прошлой неделе владелец-застройщик снес два дома в начале улицы Татарской, с которой когда-то Томск хотел выйти в ЮНЕСКО, чуть раньше снесен дом на Кузнецова – в Елани. Следом подряд загорелись два дома на Советской… И стало очевидным: выстроенная система охраны памятников где-то не срабатывает.

– Губернатор для нас – последняя надежда, потому что городская администрация бессильна, – говорит защитник деревянной архитектуры Никита Кирсанов. – Дело не в том, что они что-то нехорошее делают, а в том, что они слабые и не могут обеспечить защиту районов, которые необходимо восстанавливать.

На ноябрьском выездном совещании по сохранению и развитию деревянного зодчества Виктор Кресс поручил разобраться, кто должен отвечать за охрану памятников архитектуры. На этой неделе стало понятно: без губернаторского присмотра проблема не решается

Решение расформировать МУ «Томск исторический», по словам главы департамента градостроительства Владимира Коренева, поможет… усилить работу по сохранению деревянного зодчества. В 2010-м Томск подтвердил статус исторического поселения, что «требует более серьезных управленческих действий». Часть сотрудников расформированного МУ перейдут на работу в соответствующий комитет департамента.

С тем, что оберегать архитектуру нужно старательнее, согласен и Виктор Кресс. В понедельник на заседании Координационного совета по сохранению деревянного зодчества губернатор вновь срывался на крик. Поводом для его гнева (Кресс даже публично пообещал наказать своего зама Сергея Точилина, которому было поручено курировать «зодческий» вопрос) стали сразу несколько событий…

Первое – красивый доклад заместителя мэра Евгения Паршуто об успехах в деле сохранения деревянного зодчества, большинство положений которого уже слушали в декабре. «Четыре месяца рассматриваем – в принципе стоим на том же месте. Это не может не бесить», – прокомментировал Виктор Кресс.

Второе – накануне на Новособорной площади прошел пикет археологов против строительства на месте Тоянова городка в Тимирязеве и присоединившихся к ним защитников деревянного зодчества. Они принесли свои плакаты с фотографиями разрушенных и сожженных домов. Выставка получилась представительной…

 

«Столбят территорию»

Прошлая неделя ознаменовалась еще несколькими событиями: неожиданно для власти владелец-застройщик снес два дома в начале ул. Татарской, с которой когда-то Томск хотел выйти в ЮНЕСКО, также снесен дом на ул. Кузнецова, 19: в той самой Елани, которую восстанавливали по распоряжению и усилиями губернатора. Следом подряд загорелись два дома на ул. Советской – № 58 и 64…

– Первые ласточки появились еще два месяца назад, когда внезапно прошла полоса возгораний старых домов: на Беленца, 4, Войкова, 11, Войкова, 8, – рассказывает защитник деревянной архитектуры Никита Кирсанов. – Одновременно началась подготовка к строительству на заповедной ул. Бакунина. Сегодня там вырыт семиметровый котлован, рядом готовится еще одна стройплощадка.

– Ощущение дежавю. И даже областной губернаторский совет после нашего пикета, – продолжает Кирсанов. – В 2005 году, когда мы вот так вот побуянили, начали Елань восстанавливать. И сегодня губернатор для нас – последняя надежда, потому что городская администрация бессильна. Дело не в том, что они что-то нехорошее делают, а в том, что они слабые и не могут обеспечить защиту районов, которые необходимо восстанавливать.

 

«Закрыть лазейки»

Что это: конец исторического Томска (который, впрочем, по мнению некоторых, уже утрачен) или последние попытки застройщиков что-то урвать, прежде чем будет наведен порядок? Как известно, темнее всего перед рассветом… Интересно, что к последнему мнению склоняется не только заммэра Евгений Паршуто (ему положено), но и Никита Кирсанов:

– Впервые за семь лет наконец-то осуществлен прорыв в сфере градостроительного регулирования: создан проект охранных зон Томска, и он уже отправлен в Москву на экспертизу. И, во-вторых, прокуратура вынесла предписание с требованием немедленно оформить кадастровую привязку региональных памятников и охранных зон. Если это будет сделано, то все лазейки и двусмысленности, позволяющие строить в охранных зонах, будут устранены. Ощущение, что лица, имеющие земельные участки на этих территориях, хотят как можно быстрее эти территории застолбить, снести там все, забить сваи, чтобы потом иметь возможность торговаться с областной и городской администрацией. Необходимо какое-то экстренное вмешательство для торможения этого безобразия. Мы готовы к диалогу с властью: надо садиться за стол переговоров, обсуждать, какие меры принимать, чтобы все эти проблемы были решены незамедлительно.

 

«Эта стройка не могла возникнуть»

Остается надеяться, что хотя бы после принятия проекта охранные зоны в Томске будут соблюдаться. Может быть, с помощью общественников и прокуратуры. Потому что сейчас, например, теоретически по-прежнему действует документ от 1982 года, регламентирующий зоны охраны; некоторые ограничения оговаривает генплан. Но на практике они не реализуются: после известия о сносе домов на ул. Татарской только к вечеру второго дня в мэрии разобрались, какие все же регламенты действуют на этих участках. (Сначала ваш корреспондент получал две разные версии: от 9 метров и до 16 этажей…)

О том, что выстроенная в области система охраны памятников где-то не срабатывает, говорили и археологи на воскресном пикете. Они защищают от застройки археологический памятник, на месте которого непонятным образом вдруг стал расти поселок.

– Вопрос не в том, собираются строители рушить памятник археологии или нет; эта стройка не могла там возникнуть! – говорит доцент кафедры археологии ТГУ Ольга Зайцева. – Все памятники археологии – федерального значения. Вопрос: каким образом стало возможным, что земля с федеральным памятником отводится под строительство? Строители согласовывали участок в нормальном порядке. По закону их должны были известить, что у них участок с обременением. Они об этом не были извещены. Если администрация, выделявшая землю, об этом не знает, наверное, это вина администрации…

 

На прошлой неделе неожиданно для власти владелец-застройщик снес два дома в начале ул. Татарской, с которой когда-то Томск хотел выйти в ЮНЕСКО

 

В выходные на Новособорной площади прошел пикет археологов против строительства на месте Тоянова городка в Тимирязеве и присоединившихся к ним защитников деревянного зодчества. Они принесли плакаты с фотографиями разрушенных и сожженных домов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =