Персональный тариф

Пенсионерка, проживая в особняке площадью более 200 кв. м, накопила долгов на 60 тыс. рублей и требует, чтобы ее рассчитывали по «советским» тарифам

 

13 апреля у пенсионерки Натальи Дмитриевны отрубили электричество – ее долг за электроэнергию достиг 60 тыс. рублей. По решению суда с января в пользу «Энергосбытовой компании» снимается половина ее пенсии, но для погашения постоянно растущего долга этого недостаточно. Причина: дом пенсионерки площадью более 200 кв. м отапливается электричеством.

– Пенсия у меня чуть более 8 тыс. рублей. Когда строили дом, тариф был 89 копеек за киловатт; в месяц за электроэнергию 4,5–5 тыс. рублей было подъемно. В 2009-м при тарифе 1,38 рубля пришлось оплатить почти 74 тыс., в 2010-м – больше 87 тыс. рублей – уже немыслимо. Но я продолжала добровольно платить по 5 тыс. в месяц, оставшаяся сумма копилась в долги. Так как я не могу остаться совсем без куска хлеба (а работать больше не буду принципиально), теперь, когда половину пенсии у меня снимают, придется и эти 5 тыс. не платить, – заявляет Наталья Дмитриевна.

 

Фантазии

Борьбу с ростом энергорасценок она развернула самым широким фронтом: ходит по приемным чиновников, требуя установить для нее персональный неповышенный тариф в 89 копеек за 1 кВт и расширить ночную энергозону; пишет во всевозможные властные инстанции, как местные, так и федеральные.

Ни один вариант решения проблемы, озвученный в ходе многочисленных встреч с чиновниками, женщину не устроил. Она не собирается продавать слишком дорогой в содержании дом, в котором живет одна. Не хочет оформлять жилищную субсидию («Денег будет мизер, только на социальную норму площади, к тому же придется подписывать очередное соглашение с «Энергосбытом» о выплате долгов, с которыми я в корне не согласна».) Перевод системы отопления на другой вид топлива уменьшил бы платежи на 30–40%, но это должнице также не по душе: «Дровами топить – прошлый век».

Сейчас в отделе соцзащиты пенсионерке оформляют существенную матпомощь, которая закроет ее задолженность только на четверть.

– Почему нельзя заморозить тарифы на жизненно важные услуги? – недоумевает Наталья Дмитриевна.

Она помнит киловатт ценой 4 копейки, значит, электроэнергия – дешевый продукт…

 

Реальность

«Установить вам льготный тариф, отличный от тарифа, установленного для населения на 2011 год, Департамент тарифного регулирования Томской области не имеет возможности, так как для этого требуется внесение изменений в федеральное законодательство», – ответили заявительнице в обладминистрации.

«Ваше предложение о снижении тарифов на электроэнергию для целей отопления в наиболее холодный период приведет к возникновению выпадающих доходов у организаций, производящих и поставляющих электрическую энергию, и необходимости изыскания средств для их покрытия за счет других потребителей», – увещевал Наталью Дмитриевну областной департамент по тарифному регулированию.

– Этот ответ меня просто шокировал! – говорит пенсионерка. – Электроэнергетика никогда не была убыточной!

 

За чей счет?

С определением сегодняшних тарифов на электроэнергию как драконовских и неподъемных для потребителя в областном департаменте по тарифному регулированию в корне не согласны:

– Тариф в 1,51 рубля за киловатт – один из самых низких по СФО (меньше только в Красноярске), в европейской части России население платит по 3–3,5 рубля за 1 кВт/ч, – говорит Александр Тарабановский, председатель комитета регулирования естественных монополий областного департамента тарифного регулирования и государственного заказа. – Да и доля электроэнергии в стоимости всего набора коммунальных услуг у нас очень маленькая, всего 10–15%. Основные траты жителей – на отопление. Например, хозяева стандартной двушки с полным набором бытовой техники за тепло платят 1,5–2 тыс. рублей, а за электричество – всего около 400.

Не считают мизерными существующие коммунальные льготы и жилищные субсидии в областном департаменте социальной защиты населения. При этом подход к льготникам здесь по-прежнему категорийный, а не адресный. В конечном счете все предусмотренные законом формы соцподдержки уже сегодня тяжким грузом лежат на плечах экономики.

 

Что завтра?

Вероятность того, что проблема Натальи Дмитриевны будет решена установлением персонального тарифа, думается, равна нулю. И регулируемые для населения тарифы будут ежегодно расти на 10%, как определило правительство. Но только до 2014 года. С 2014-го, как обещано, население России будет получать электроэнергию по свободным ценам на свободном рынке, то есть испытает на себе то же, что сегодня испытывает промышленность, для которой энерготарифы в первые два месяца 2011-го подскочили в среднем на 19%. Затраты на энергоносители предприятий, входящих в Межотраслевое промышленное объединение ТО, в 2011 году выросли на 500 млн рублей. Это, по мнению их руководителей, обусловлено существующей политикой перекрестного субсидирования (его объем в области – 2,7 млрд рублей). Можно предположить, тариф для промышленности был поднят настолько еще и для того, чтобы держать стоимость электроэнергии для населения в сегодняшних рамках 1,51 рубля. По расчетам экономистов, отпущенные на волю цены для населения моментально поднялись бы до 4,5–5 рублей за 1 кВт. Какой уж тут персональный тариф…

 

От редакции

В конфликте между могущественным монополистом и рядовым потребителем обычно хочется поддержать потребителя. При условии, что он не требует для себя персональных скидок, а добивается разумных и всем понятных правил игры. И при этом понимает, что он несет такую же ответственность за свои действия, как и любой другой гражданин. Покупая автомобиль с мощным двигателем, мало кому придет в голову требовать бензин по льготной цене. (Даже если эта цена кажется несправедливо высокой.) Что касается недвижимости, то вполне «капиталистическое» желание иметь большой дом почему-то до сих пор у нас сочетается с «социалистическими» (то есть совсем необременительными) копейками за киловатт. От чего-то одного все равно придется отказаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 5 =