Открытая экология

Природоохранная политика нефтяной компании должна строиться на новых технологиях и максимальной прозрачности

Благоприятный экологический фон в районах своей деятельности старается поддерживать компания «Томскнефть» ВНК. В 2010 году на природоохранные мероприятия было потрачено 1,6 млрд рублей. Деньги пошли на предупреждение аварийных ситуаций на месторождениях, восстановление земель, введение новых мощностей экологического значения. Основной упор компания по-прежнему делает на развитие программы по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ).

Вопросами экологии в «Томскнефти» ВНК занимается специально созданный Центр экологической безопасности. Его сотрудники (19 человек) проводят ежедневный мониторинг и в случае возникновения на месторождениях нештатных ситуаций организуют работу по их ликвидации. На эти цели центру ежегодно выделяется более 700 млн рублей.

 

Джентльменский набор

Начальник центра Валентина Ляхова в «Томскнефти» ВНК работает не первый год, поэтому с уверенностью говорит: сегодня экологическую ситуацию на промыслах компании даже близко не сравнить с той, которая была лет десять назад:

– Разбираться с «историческим наследием» – тем, что досталось нам с советских времен, – мы начали довольно давно. Только за 1998–2001 годы убрали более 200 шламовых амбаров, металлолом вывозили по 40 тыс. тонн в год.

Экологическая политика компании оказалась хорошо продуманной и действенной: старые шламовые амбары и развалы лома удалось полностью ликвидировать, а в каждом районе деятельности появился так называемый «джентльменский набор». В него входят полигоны ТБО (их наличием может похвастаться не каждый недропользователь и даже административный район), водозаборные и канализационно-очистные сооружения возле каждого вахтового поселка, а также шламонакопители и аккуратные площадки для временного складирования металлолома.

– Мы внимательно следим за состоянием этих объектов, чтобы, когда истечет срок их работы, вовремя построить новые, – замечает Валентина Ляхова. – Например, в районе пос. Пионерного последний год работает старый полигон ТБО, мы уже заложили в план капитальных вложений на 2011-й расходы на строительство нового с вводом в эксплуатацию в 2012 году. А поля биодеградации на шламонакопителе Вахского месторождения появятся уже в этом году.

 

Врачеватели труб

Система предупреждения аварий и ликвидации их последствий в «Томскнефти» ВНК является важнейшим структурным элементом экологической политики. Состоит система из цехов текущего обслуживания ремонта трубопроводов и ликвидации аварий и их последствий. Самый большой из них – цех ТОРТиЛПА-1, в ведении которого находится 2 тыс. км трубопроводов (примерно половина от всей их протяженности в «Томскнефти» ВНК) на целом ряде месторождений – Советском, Нижневартовском, Стрежевском, есть участки на Вахском, Северо-Кошельском, Северном, Западно-Полуденном, Малореченском и Чкаловском.

– Работают в цехе 155 человек, инженерно-технических работников – 34 человека, – рассказывает начальник ЦТОРТиЛПА-1 Евгений Тян. – Обслуживаем нефте- и газосборные, водонапорные трубопроводы, а также газопровод, который подает газ «Томскнефти» ВНК на котельные в Стрежевом.

Главная задача цеха – не допустить аварий на трубопроводах. Поэтому раз в 3–5 дней линейные трубопроводчики обходят вверенные им километры труб. Есть и несколько проблемных участков, на которых нештатные ситуации возникают чаще, – их трубопроводчики обходят ежедневно. Также в цехе есть система мониторинга давления на кустовых площадках «Телескоп», которая позволяет в реальном времени отслеживать работу всех участков трубопроводов, не выходя из кабинета.

Однако таких мер недостаточно. В зависимости от категории трубопроводы необходимо проверять на предмет коррозийного износа (периодичность от одного раза в год до одного раза в четыре года). Диагностика проводится по двум вариантам.

– Новые участки трубопроводов оборудованы камерами впуска-приема диагностических снарядов, – рассказывает начальник управления эксплуатации трубопроводов ОАО «Томскнефть» ВНК Михаил Рагулин. – Вместе с перекачиваемой жидкостью они прогоняются по трубам и дают 100%-ную информацию об их состоянии на всей протяженности.

Если нужно исследовать участки трубопровода, где нет возможности ввести диагностический снаряд (а таких у цеха № 1 1,7 тыс. км), раскапывается шурф, измеряется толщина стенки трубы, и по ее остаточной толщине прогнозируется скорость разрушения. В случае выявления критических дефектов проводятся профилактические ремонтные работы, исключающие возможный отказ трубопроводов.

– В 2010 году заменено 105 км трубопроводов, – говорит Михаил Рагулин. – Более 50 из них – в цехе № 1, так как это самый старый парк.

 

Съедобная нефть

Если отказ трубопровода все же случается, к месту на спецтехнике отправляется бригада ликвидаторов. Рабочие восстанавливают «раненое» место трубы, затем обваловывают место аварийного участка, чтобы не допустить его расширения. Нефтесодержащая жидкость оттуда откачивается по максимуму, загрязненный грунт вывозится. После этого поврежденные земли в летний период «засеивают» специальными микроорганизмами, которые буквально пожирают нефть.

– Если на участке в июне была чернота цвета гуталина, то в сентябре все уже зеленеет, – улыбается Михаил Рагулин.

Цеха ТОРТиЛПА «Томскнефть» ВНК работают исправно – за 2010 год в районах деятельности компании не случилось ни одной аварии. Прирост загрязненных земель сокращается на 10% ежегодно. Уменьшаются и проблемные площади, оставшиеся от прошлых лет. Так, по состоянию на апрель 2011-го из остатков загрязненных почв 2005–2007 годов осталось всего около 50 гектаров. Все это позволяет компании занимать прочное место в тройке лучших по низкой удельной аварийности в структуре «Роснефти».

Трудные технологии

Однако есть и ряд проблем, которые только ждут своего решения. Одна из них – восстановление засоленных почв в местах высокой заболоченности. В этом случае срезать и вывезти загрязненный пласт уже не получится, необходим другой подход. С прошлого года «Томскнефть» ВНК работает вместе с томской фирмой «Экоил» над технологией очистки, разработанной под конкретные участки почв. Технология будет опробована в течение текущего года.

Другой проблемой является утилизация нефтезагрязненного грунта, который образуется после некатегорийных отказов трубопроводов. Ее попробовали решить с помощью плазмокаталитической установки для сжигания нефтяных шламов, созданной в ТПУ. Однако, несмотря на успешные испытания оборудования, в реальных условиях грунт упорно не желал гореть даже при очень высоких температурах. Сегодня разработчику установки поставлена задача доработать машину так, чтобы процесс пиролиза в ней все-таки пошел. Если это удастся сделать, оборудование будет востребовано, и в первую очередь – на малых месторождениях компании, где благодаря ему не нужно будет строить шламонакопителей.

Однако, как отмечают в центре экологической безопасности, сжигание отходов на установках имеет и ряд минусов. Они малопроизводительны, достаточно энерго- и финансовозатратны. Поэтому наиболее приемлемым вариантом пока остается все-таки захоронение отходов на полигонах.

Важный газ

На решение задач экологии в 2011 году «Томскнефть» ВНК направит более 1,8 млрд рублей. Основная доля этих средств пойдет на развитие программы по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа. Здесь тоже есть ряд проблемных моментов.

Сегодня уровень утилизации ПНГ на месторождениях в среднем составляет 83–84%. Но это, как говорится, «средняя температура по больнице» – например, на Лугинецкой газокомпрессорной станции утилизация достигает 90–92% в год, а на Чкаловском месторождении до сих пор не выработано решение, куда девать добытый газ, так как нет ни желающих его приобретать, ни мощностей для его переработки. В летнее время возникают дополнительные трудности – потребители газа резко ограничивают его забор, вследствие чего приходится приостанавливать работу скважин с высоким газовым фактором, что приводит к дополнительным финансовым издержкам.

В компании отмечают – в самом ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону. «Трансгаз» принял решение о строительстве нового газопровода в Лугинецком регионе – самом «газоносном» в структуре «Томскнефти» ВНК. Когда строительство завершится, транспортировка газа станет круглогодичной и бесперебойной.

В основных регионах добычи развитие газовой программы имеет приоритетное значение. Планируется расширение мощностей газотурбинной станции на Игольско-Таловом месторождении, проектирование и строительство ГТЭС на Двуреченском.

 

Компания обладает обширным парком спецтехники, которую задействуют на ликвидации последствий аварий

 

Рекультивация. Прирост загрязненных земель у «Томскнефти» ВНК ежегодно сокращается на 10%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *