Дразнящий запах бензина

Дефицит нефтепродуктов докатился до Томска

В понедельник – вторник на ряде АЗС Томска 92-й бензин подорожал на 2,5 рубля за литр, а несколько независимых АЗС закрылись. По городу поползли слухи о возможном топливном кризисе.

Опасения отчасти имеют основание: на прошлой неделе в Алтайском крае цены на бензин выросли более чем на 20%, а в выходные прекратили работать почти все независимые АЗС. К бензоколонкам вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) выстроились огромные очереди, и «Роснефть» и «Газпром нефть» начали продавать топливо только по пластиковым картам и не более 20 литров. Как поясняют в Алтайском топливном союзе, бензиновый кризис возник из-за отказа «Роснефти» и «Газпром нефти» отгружать топливо частным операторам…

В Томске независимые операторы также испытывают проблемы.

– С субботы продавать нечего, – сообщил «ТВ» Валерий Завалюев, владелец двух АЗС «ВЕК». – В последний раз мне удалось купить топливо у «Томскнефтепродукта» («дочка» «Роснефти») 31 марта. Все мы, независимые трейдеры, завязаны на «Газпром нефть» и «Роснефть» – прямого доступа на товарные рынки у нас нет. Нас предупреждали, что апрель будет тяжелым, но чтобы настолько… Насколько я знаю, всем томским независимым продавцам в бензине отказано.

Как будет развиваться ситуация, мелкие независимые трейдеры не знают.

– Будем надеяться, что у нас такого кризиса, как на Алтае, не случится, – оптимистичен Сергей Паньков, начальник отдела экономического анализа УФАС по ТО. – Ощутимый рост цен в последние 3–4 дня замечен только у мелких продавцов. Крупные повышают постепенно: например, топливо «Газпром нефти» с прошлой недели подорожало на 20 копеек, у остальных осталось на прежнем уровне. Но процесс идет: например, «Лаки стар» («Лукойл») с 15 апреля успел наценить топливо уже на рубль… Мы ведем ежедневный мониторинг цен и отправляем информацию в Москву, но какие-либо выводы из нее делать пока рано.

 

Под удар попали небольшие частные АЗС: независимые трейдеры завязаны на вертикально интегрированные компании, которые не отгружают топливо, а прямого доступа на товарные рынки у них нет

 

Столичные эксперты винят в возникновении столь серьезного дефицита нефтепродуктов ФАС, инициировавшую третью волну антимонопольных дел в отношении ВИНК и фактически установившую госрегулирование цен на нефтепродукты, следствием чего стало перераспределение рынка в пользу крупных компаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *