Работа над ошибками

В средних классах областных школ электронные репетиторы ищут слабое звено

В конце апреля – начале мая в ряде школ области начался региональный мониторинг. Проводится он при помощи электронного репетитора – системы «Символ-тест», которую разработали ученые ТУСУРа. Репетитор позволяет оперативно получить объективный срез образовательного уровня учащихся как в конкретно взятом классе, так и в масштабах школы, города, региона.

Мониторинг прежде всего охватывает среднее звено, и это целенаправленный выбор: необходимо подготовить детей к заданиям в тестовой форме, а пробелы выявить и попытаться устранить уже сейчас, а не впопыхах, за год до ЕГЭ.

– Обязательны для мониторинга два предмета – русский язык и математика, остальные – по желанию и за счет школ, – поясняет руководитель областного Центра оценки качества образования Борис Илюхин. – Мониторинг проходит два раза в год – в начале учебного года (интересно, с каким багажом стартуют дети) и в мае, чтобы оценить их итоговый результат.

 

Детям современный вариант сдачи контрольных работ нравится особенно – репетитор внешне напоминают клавиатуру компьютера, а с такой техникой современные ребятишки давно на «ты»

 

Представительная выборка

Практика регионального образовательного мониторинга существует в Томске с 1999 года, но старт можно назвать затяжным: группы исследуемых были немногочисленны (в 2006 году эксперимент с использованием системы «Символ-тест» охватывал лишь три школы области), а программный продукт был далек от совершенства. Нынче процесс обрел некую целостность, а вместе с тем и значимость. Мониторинг охватывает 178 школ из почти 700 областных. А это уже реальная возможность увидеть общую картину.

– Мониторинг проводится согласно распоряжению департамента общего образования, которым определено, что каждый раз исследования будут касаться именно четвертой части образовательных учреждений, – поясняет руководитель областного Центра оценки качества образования Борис Илюхин. – Отличается лишь выборка: меняются классы – сейчас это 4-е и 5-е, а, к примеру, с осени запланированы исследования в 5-х и 10-х классах.

 

Две задачи для репетитора

В Центре оценки качества образования областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования поясняют, что упор на среднее звено сделан разработчиками мониторинга специально: 4–5-е классы – самая пограничная в школьном этапе ступень, когда у детей возрастает уровень тревожности, эмоциональное состояние неровное, мотивация к учебе слабая, позже начинается пубертатный период. И если не уделить в это время школьникам больше внимания, то образовательный порог как отдельно взятого ученика, так и класса в целом неизбежно понизится. Нагонять в старших классах будет тяжело и уже нецелесообразно. Одним словом, если идти планомерно к итоговой аттестации, то загодя, устраняя пробелы на каждом этапе образовательного пути.

– Электронный репетитор позволяет решить сразу несколько задач, – продолжает Борис Илюхин. – Во-первых, оценить уровень образования, чтобы учителя смогли сами почувствовать, на какой ступени находятся их ученики и в целом учебное заведение, а также какие проблемы, прежде всего системного характера, есть у школьников. Принципиально важно выявить то, что ребенок не знает, и система мониторинга на это нацелена, в итоге помогая школам корректировать учебный процесс. Во-вторых, мы ставили перед разработчиками задачу освободить учителей от механического труда – разрабатывать контрольные, потом проверять стопки тетрадей, ведь процесс это очень трудозатратный. Данная цель тоже достигнута.

 

На пути к ЕГЭ

Татьяна Евсеева, замдиректора школы № 58, говорит, что сначала в их учреждении не особо поверили в способности электронного помощника:

– Учителя в основной своей массе инертны, поэтому и на эксперимент пошли без особого энтузиазма. Новшество предстояло принять психологически, технически трудностей не возникало. О преимуществах системы с использованием «Символ-теста»: для любой школы подготовка к ЕГЭ – одна из важнейших задач. И основное время уходит даже не на подготовку контрольных работ, а на аналитику – какие темы усвоены хорошо, а какие плохо. Технология позволяет автоматизировать подготовку к ЕГЭ. Проверять контрольные по старинке не нужно: данные собираются на базовый прибор, потом перебрасываются на компьютер, где сразу очевиден результат – кто и как справился (пробелы каждого взятого в отдельности ученика) и если есть системная проблема, то и эта информация сразу будет продемонстрирована на мониторе. Детям современный вариант сдачи контрольных работ нравится особенно – репетитор внешне напоминает клавиатуру компьютера, а с такой техникой современные ребятишки давно на «ты».

 

Короткая линейка

Комплекты оборудования переданы всем школам бесплатно, но тесты за счет бюджета проводятся лишь в отдельно взятых классах и только по двум предметам. Если школа хочет расширить линейку (добрать предметы) или протестировать другие классы, то это возможно лишь за счет образовательного учреждения. Денег (от 1 до 27 тыс. рублей – в зависимости от количества обучающихся в учреждении) стоят измерительные материалы: около 40 комплектов (по два варианта контрольных на каждый предмет), технологическая поддержка информационной системы со стороны института повышения квалификации.

– Пока рано говорить о какой-то общей картине, ведь региональный мониторинг только становится масштабным. В этом режиме нужно проработать 2–3 года. Период будет показательным и даст ответы на вопросы: с какими пробелами мы зашли в тесты, что при наличии оперативно полученной информации удалось скорректировать и повлияло ли такое точечное вмешательство на школьный финиш, – считает Борис Илюхин. – Пока региональный мониторинг выявил другие проблемы – старение учительского корпуса и отсутствие в школах методических объединений. За годы реформ школе уделялось мало внимания, финансирование осуществлялось по остаточном принципу, в итоге методистов растеряли – системные вещи ушли на второй план. Но наша система позволяет использовать для исследований и свои методразработки, тем самым школы, экономя на покупке измерителей, все же смогут получить объективную картину. В ряде школ, кстати, наблюдается возрождение методических коллективов. Так что школы получили толчок к развитию.

 

Когда ученики ответят на все задания, учитель обходит класс со специальным УСД (устройством сбора данных), подключает его к электронному репетитору каждого ученика и собирает информацию о количестве правильных ответов. После этого подключает УСД к компьютеру и видит подробную картину успеваемости класса.

 

Электронный репетитор еще в конце 1980-х разработал профессор ТУСУРа Юрий Шевелев. Тогда «Символ-тест» использовался как инструмент для самоконтроля – студенты могли без помощи педагога узнать, правильно ли они выполнили задание. В 2009 году, уже в рамках регионального мониторинга, Центр оценки качества образования заинтересовался разработкой как техникой, способной запоминать информацию, но от оборудования ждали большего – обработки данных. Разработчики (ООО «Феррум») довели «Символ-тест» до ума. Инновационная разработка нашла рынок сбыта не только в Томске, но и в других городах страны. Популярна система и в Казахстане – для тестирования государственных чиновников на знание казахского языка и нормативно-правовой базы.

 

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − три =