Успехи и проблемы молодежного предпринимательства в Томской области

Какие возможности есть сегодня у молодых предпринимателей? С какими проблемами им приходится сталкиваться? От чего зависит предпринимательский успех? Насколько вообще востребована сфера бизнеса среди молодежи? Что делает государство для развития молодежного предпринимательства? Эти и другие вопросы обсудили за круглым столом в редакции «Томского вестника» бизнес-эксперты, кураторы программ по развитию молодежного предпринимательства и сами начинающие бизнесмены.

  

  

   

В круглом столе принимали участие:

– Сергей Пантелеев, и.о. председателя комитета развития предпринимательства администрации ТО

– Елена Суханова, заместитель директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ

– Галина Алехина, директор Международного центра программ МBА ТПУ

– Ирина Нещадимова, директор ТИ ТПУ

– Иван Зернин, куратор программы «Зворыкинский проект»

– Михаил Эноговатов, Росмолодежь

– Александр Шебаршин, управляющий операционным офисом «Томский» филиала «Омский» ОАО «СКБ-Банк»

– Анна Гуськова, координатор интернет-портала по молодежному предпринимательству lidertomsk.ru

– Егор Новиков, руководитель Клуба молодых предпринимателей

 

Формирование среды

– Как развивается молодежное предпринимательство в Томске? Чем в этом плане наш регион отличается от других?

Сергей Пантелеев: – Томск – молодежный город (каждый пятый житель – студент), и работа по вовлечению молодых людей в предпринимательство и инновационную деятельность здесь началась намного раньше, чем в других регионах, – с 2005–2006 годов. А в 2008-м область подписала соглашение с Российским агентством по делам молодежи (Росмолодежь), став пилотной площадкой, где реализуется специальная программа вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность в рамках областной программы развития малого и среднего предпринимательства. Минэкономразвития тогда выделил под нее на условиях софинансирования порядка 8 млн рублей. С 2010-го года эта программа тиражируется по всей стране.

Михаил Энговатов: – «Молодежное предпринимательство» – термин, который мы стараемся убить: либо ты предприниматель, либо – нет. Когда в 2006 году мы начали обсуждать вопрос по вовлечению молодежи в бизнес, столкнулись с дилеммой: нужно ли для этого создавать какие-то особые условия – выделять гранты, квоты на места в бизнес-инкубаторах? В итоге пришли к выводу, что так быть не должно. Мы поняли, что предпринимательский успех зависит не от этого. От чего? Ответ мы нашли как раз в Томске – в наработках комитета развития предпринимательства и в исследованиях психологического факультета ТГУ.

Сергей Пантелеев: – На наш взгляд, нужно делать ставку не на формальное образование, а на развитие предпринимательских компетенций – знаний, подкрепленных опытом и специализированной информацией. Для этого молодежь необходимо поместить в то же информационное поле, в котором живут предприниматели, чтобы они начали мыслить так же. Но самое главное – необходимо сформировать сообщества, то есть предпринимательскую среду, где молодые люди могли бы, например, знакомиться с опытными бизнесменами в ходе какой-нибудь деятельности или просто общения.

Михаил Энговатов: – Задачи региональной программы – информирование и популяризация предпринимательства, в первую очередь на примерах успеха. Если показать молодежи людей, которые на собственном примере расскажут, как создали бизнес, тогда у них загораются глаза.

 

Истории успеха

– И много историй успеха в области?

Елена Суханова: – Наш институт реализует программу подготовки молодежных бизнес-команд в муниципальных образованиях. И если говорить о вовлечении молодежи в бизнес в Томске и в районах области, то это две совершенно разные ситуации. У сельских молодых людей интерес к предпринимательству выше – для них это, по сути, единственный ресурс занятости, построения для себя рабочего места. В нашей программе приняли участие более 1 тыс. человек, разработано 618 бизнес-проектов, 60% из них реализуются. По итогам пяти лет работы мы выпустили бюллетень «Партнер», в котором как раз описаны около 20 историй успеха: есть молодые люди, которые не просто создали бизнес, а довели его до такого состояния, что готовы искать партнеров и инвесторов. Например, в бюллетене представлены некоторые проекты участников программы 2010 года – в Асиновском районе это школа обучения английскому языку, в Стрежевом – гостиница для животных, журнал для женщин, в Бакчаре – проекты, связанные с производством пенобетона, в Каргаске – изделия из камня, в Парабели – лесозаготовка. Больше 50% – производство, остальные – сфера услуг.

Иван Зернин: – Если под молодежным бизнесом мы понимаем возраст до 30 лет, то «Зворыкинский проект» помог открыться уже шести фирмам. Например, компании по доставке пиццы «Ням-ням», консалтинговой фирме «Инициатива». Сейчас на старте компания «Полимер», которая занимается производством плитки. В общем, примеры есть. Если говорить об успешности этих проектов, я, например, на средства, полученные от своего бизнеса, в этом году купил машину.

Ирина Нещадимова: – Среди резидентов Конструкторско-технологического инкубатора  молодых – половина. Было время, когда само присутствие в бизнес-инкубаторе давало резидентам дополнительные баллы при участии в конкурсах «Первый шаг» и «Бизнес-старт». Сейчас ситуация изменилась: шансы у всех одинаковые. Источников поддержки становиться все больше, поэтому нет смысла в преференциях. Если говорить о наших звездочках, то это в первую очередь Артем Кокорин, который прогремел на прошлом Томском инновационном форуме со своим заводом сварочной аппаратуры, а также компания «Сектор-Проф РВД».

Сергей Пантелеев: – Результатом бизнес-лагерей, которые мы регулярно проводим, уже стали несколько реально работающих предприятий.

 

Проблемный круг

– А что государство делает в области налогообложения, энерготарифов, административных барьеров, коррупции? Ведь сегодня это главные проблемы, с которыми приходится сталкиваться как молодому, так и опытному предпринимателю?

Сергей Пантелеев: – Если говорить о налогах, и в первую очередь о повышении с 1 января социальных выплат, то уже на уровне президента РФ дано поручение пересмотреть позицию. Для устранения административных барьеров делается многое как на федеральном, так и на региональном уровне. Два года назад, например, вышел 294-й ФЗ о защите прав предпринимателей: теперь любые проверки согласовываются с прокуратурой региона, то есть их количество снизилось. Упростились процедуры подключения к электросетям и регистрации предприятия. Вопросов, конечно, еще много, но если сравнить с условиями, что были 5–10 лет назад, то прогресс существенный. По крайне мере, ситуация с налогами стала прогнозируемой по сравнению с 1990-ми, когда она менялась каждый квартал.

– Насколько доступны на сегодня кредиты для стартующих предпринимателей?

Александр Шебаршин: – Для банка нет разницы – молодежное предпринимательство или нет. Мы стараемся финансировать, как правило, уже готовые проекты. Не секрет, что после кризиса требования к заемщикам стали значительно жестче. Например, желательно не просто наличие работающего бизнеса, но еще и компании, которая его застрахует. И, на мой взгляд, развитие страхования бизнеса может стать одним из выходов. Да, это увеличение расходов, но зато меньше рисков попасть в долговую кабалу.

Михаил Энговатов: – Если честно, то после 2008 года получить кредит начинающему предпринимателю практически невозможно. Согласно требованиям Центробанка необходимо, чтобы фирма была зарегистрирована как минимум шесть месяцев и имела оборот. Во всем мире серьезные кредиты выдаются по социальным сетям: банк должен знать, кому он дает деньги. Думаю, в Томской области это тоже возможно. Некоторые истории успеха, которые прозвучали выше, так и созданы.

Сергей Пантелеев: – Есть альтернатива банкам – микрофинансовые институты, которые выдают небольшие займы на начало своего дела. В Томской области этот механизм уже запущен и хорошо работает в районах. У кредитных кооперативов два источника средств. Первый – собственные, но дают их, как правило, под высокие проценты. Второй – кооператив берет кредит в банке под поручительство гарантийного фонда Томской области и затем на своих условиях занимает их бизнесу, в том числе начинающему. У нас уже порядка 100 победителей конкурсов «Бизнес-старт» и «Первый шаг» кредитовались через такие кооперативы под 12–14% годовых. В Стрежевом, например, действует муниципальный фонд микрофинансирования: кредиты под 5% на срок до года. За это время предприятие вполне может успеть наработать базу и дальше идти за кредитом в банк.

 

Динамика активности

– Насколько сегодня молодые люди хотят стать предпринимателями?

Александр Шебаршин: – Несмотря на нынешние реалии, наш банк готов работать с предпринимателями. Но сейчас не так много интересных проектов. До 2008 года мне на стол попадало гораздо больше бизнес-планов. А 2009–2011 годы… Проекты стали более продуманными, но их в разы меньше. Такое чувство, что люди просто боятся рисковать, предпочитают пока поработать на кого-то.

Галина Алехина: – Деятельность предпринимателя связана с риском. Не каждый способен жить в таком формате – абсолютному большинству проще работать по найму, еще лучше, когда это крупная стабильная компания. Если вспомнить 1980–1990-е годы, то статистика демонстрирует колоссальный прирост предпринимательской среды. Однако после 1997–1998 годов кривая прироста начала стагнировать и постепенно загнулась. И причины совсем не на стороне инициативных и рискованных, причины в администрировании и налоговом режиме для предпринимателей. Сейчас, конечно, государство это стало понимать.

Егор Новиков: – Каждый месяц мы заводим в наш Клуб предпринимателей по четыре новых члена. У нас работает сайт и группа «ВКонтакте», в которой зарегистрировано 365 человек. Для Томска это хороший показатель активности.

Анна Гуськова: – На портале lidertomsk.ru, созданном департаментом развития предпринимательства специально в помощь молодым бизнесменам и тем, кто хочет ими стать, активность достаточно высокая. Порядка 80% мероприятий, которые там анонсируются, посетители сайта создают сами.

Сергей Пантелеев: – Если посмотреть динамику появления субъектов малого предпринимательства и количество занятых в малом бизнесе в Томской области, то по крайней мере до 2009 года у нас она положительная. Сегодня в предпринимательстве в регионе заняты, по нашим оценкам, 44–45% населения. Это большой показатель, в среднем по России – 15%. Но в развитых странах эта доля составляет 60–70%, к чему и нам надо стремиться.

 

Социально-психологический феномен

– Еще несколько лет назад большая часть населения к бизнесу относилась негативно. Ситуация изменилась?

Михаил Энговатов: – Отношение к предпринимательству в Томской области значительно лучше, чем в других регионах. Совместно с Фондом общественного мнения мы попытались рассчитать в области так называемый индекс предприимчивости. В это новое, собственно, придуманное нами понятие входит и ценность, и мотивация, и компетенции, и информация, и готовность действовать… В общем целый опросник. Наша задача – не научить предпринимательству всех, а создавать те точки роста, где бы люди с высоким уровнем предприимчивости могли бы себя реализовать.

Галина Алехина: – Когда мы говорим о предпринимательстве, то должны понимать, что это прежде всего социально-психологический феномен. Кто такие предприниматели? Это лидеры, которые с детства рождены ими. Можно обучить всех, дать им информацию и даже корочки, что мы и делаем с 1990-х годов, но это не значит, что все смогут создать бизнес. Предпринимателями рождаются лишь 10–15% людей. Если обратиться к истории, то предпринимателей в России уничтожали много лет. И сегодня в нашей стране у населения до сих пор не сложилось экономического мышления. Международные бизнес-школы, проанализировав историю своего развития в течение последних 100 лет, выяснили: успешными, как правило, становятся те, кто пришел получать образование уже будучи предпринимателем, а не те, кто не имел до этого своего бизнеса. Обучение дало им просто больше знаний.

 

Брать и делать!

– Какие дальнейшие возможности для развития молодежного бизнеса есть сегодня в Томске?

Михаил Энговатов: – Изначально мы ставили своей задачей не просто разработку пилотного проекта по развитию молодежного предпринимательства, а создание суперуспешного региона, мирового бренда в РФ. И у Томской области шансов на это больше, чем у кого-либо. Я объездил 60% регионов страны, и Томск в этом плане уникален. Здесь есть целый ряд факторов, которые с точки зрения социальной психологии наиболее сближают регион с Кремниевой долиной. И в первую очередь это вузовская среда. А если взять объективно оценку инфраструктуры, то в ней еще много проблем, но регион уже семь раз стал лучшим по развитию малого и среднего бизнеса в стране. На мой взгляд, отношение томичей к своему региону слишком критическое.

Иван Зернин: – Но университетам, на мой взгляд, нужно изменить подход к позиционированию высшего образования. Как правило, вузы обещают, что выпускник найдет хорошую работу по специальности. И вот только недавно на моем факультете в ТПУ концепт изменился: теперь нам говорят, что хотят видеть нас через четыре года предпринимателями. И я вижу, как уже первокурсники начинают заниматься пусть немного детскими, но предпринимательскими проектами.

Елена Суханова: – Мы используем университетский ресурс не для обучения на базе ТГУ, мы пытаемся создавать питательную среду – условия для выращивания предпринимателей в районах области. Выезжаем на место – знакомимся с властью, учебными заведениями, центрами поддержки предпринимательства, а потом привозим туда экспертов и организуем продуктивное образование и построение проектов взаимодействия друг с другом. Недавно завершилась программа в Шегарском районе – 27 молодых людей успешно ее закончили. На специальные семинары мы приглашали экспертов и консультантов, которые с ходу увидели перспективы развития проектов, разработанных участниками. Они указали возможные рынки сбыта того, что еще только планируется производить, каналы продвижения, поиска надежных поставщиков. Один бизнесмен предложил инвестиции представленному проекту по энергоаудиту. Так идея наставничества перестает быть идеей и начинает реально работать.

Ирина Нещадимова: – Мы, например, активно начали работать со средними учебными заведениями. В 2009 году ТИ ТПУ заключил соглашение с Томским экономико-промышленным техникумом о совместной программе по развитию молодежного предпринимательства. Буквально на прошлой неделе подвели итоги конкурса «Старт идеи». В нем приняли участие семь конкурсантов по пяти специальностям, по итогам были определены победители в трех номинациях. К примеру, лучшим бизнес-проектом была признана работа Bag in Box третьекурсницы Екатерины Ивановой. Студентов техникума мы попытались заинтересовать участием в бизнесе в первую очередь с целью повышения их профессионального уровня, заинтересованности в получении своей специальности. Ведь несмотря на огромную востребованность выпускников сузов, сегодня у молодых людей нет мотивации получать среднее техническое образование, а также нет понимания своего места именно в бизнесе.

Галина Алехина: – Власть должна помнить, что один занятый в малом бизнесе кормит семерых. Если у нас 10% предпринимателей, то умножаем на 7 – это 70% населения. Поэтому предпринимателей нужно слушать, слышать и уважать. Вот тогда люди активнее пойдут в эту сферу!

Михаил Энговатов: – Да возможностей сегодня на самом деле сколько угодно! Прежде всего нужно у себя внутри сломать стериотипы. Брать и делать. Потому что никогда не будет самых благоприятных условий, тем более в нашей стране. Но у кого-то же получается! Ведь в Томской области есть люди, которые ведут бизнес по всему миру.

 

Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Администрации Томской области

Адрес: 634041, г.Томск, пр. Кирова, 41

E-mail: bgal@tomsk.gov.ru

Сайт: http://www.biznesdep.tomsk.gov.ru/  

Комитет развития предпринимательства

Тел. 554-987, 565-567, 563009, 555-037

Малый и средний бизнес Томской области:

Сайт: http://mb.tomsk.ru/  

 

Елена Долгушева, старший бухгалтер оперативного офиса «Томский» филиала «Омский» ОАО «СКБ-Банк»:

– Специально для корпоративных клиентов СКБ-Банк ввел новый тарифный план по расчетно-кассовому обслуживанию «Зеленый коридор». Теперь, открывая счет в СКБ-Банке, вы одновременно приобретает весь современный сервис по расчетному счету:

– SMS-контроль вашего расчетного счета в режиме on-line. Вы можете самостоятельно выбрать конструкцию контроля счета через SMS-сообщения: определить сумму, свыше которой вы готовы получать сообщения, и выбрать операцию по расчетному счету (поступление и (или) списание средств);

– корпоративная карта – быстрые наличные деньги. При необходимости вы можете снять денежные средства по корпоративной карте в любом банкомате СКБ-банка. Также корпоративной картой VISA можно расплатиться в торгово-сервисных предприятиях в любой точке мира; 

VISA GOLD – в подарок руководителю предприятия.

Открытие расчетного счета займет около 20 минут. Если все документы оформлены надлежащим образом, то расчетный счет начнет функционировать в течение дня.

Кроме того, мы предлагаем бесплатное открытие и обслуживание счетов саморегулируемым организациям (СРО), фондам, профсоюзам и бесплатное открытие счетов товариществам собственников жилья (ТСЖ).

Подключиться к тарифу «Зеленый коридор» и открыть счета можно в оперативном офисе «Томский» СКБ-Банка по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 94. Тел.: 51-74-90, 51-18-52.

Ген. лиц. № 705 от 11 ноября 2004 г. Реклама.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

75 + = 80