Волны прошлого

 

В «морзе-чатах» начала XX века тоже были свои смайлики. Например, сокращение «88» означало «люблю, целую», а «99» – «не желаю с вами работать»

Выставка радиораритета началась в Музее истории Томска

Выставка «Весенние радиоволны», приуроченная ко Дню радио, открылась 5 мая в Музее истории Томска. Экспозиция включает более 30 раритетных экспонатов, предоставленных теле- и радиокомпаниями, рядом музеев, а также частными коллекционерами.

Идея создать подобную выставку у сотрудников Музея истории Томска появилась два месяца назад.

– Сегодня вам каждый скажет, что такое радио, а вот как оно появилось и развивалось, уже мало кто знает, особенно дети, – объясняет идею выставки ее автор заместитель директора Музея истории Томска Наталья Суркова. – У нас представлена вся история радио – от первого телеграфного аппарата до современных приемников.

Самый старый экспонат выставки – телеграфный аппарат, созданный на основе чертежей Александра Попова, – красуется на почетном месте. Это следующая модификация первого приемника радиосигналов Попова, изготовленная в Киеве в 1912 году – можно сказать, прародитель современного радио.

Рядом притулился другой «старичок» – телеграф Морзе 90-летней давности. Во времена одноколейных железных дорог с его помощью дежурные по станциям связывались между собой и уточняли, в какую сторону пройдет ближайший поезд.

– А этот радиорупор помнит голос Левитана, – старший научный сотрудник Музея истории Томска Олег Асратян демонстрирует потертый, похожий на большую черную тарелку экспонат. – Через такие радиорупоры жители СССР узнали о начале и конце Великой Отечественной войны. Вполне возможно, что это устройство до сих пор действует – сделано добротно, на века. Только проверить не получится – нужна специальная радиоточка.

Один из самых интересных стендов посвящен популярному увлечению середины прошлого столетия. Радиолюбители со всего мира конструировали самодельные радиоприемники и пытались поймать сигнал от какой-нибудь заграничной радиостанции. Когда им это удавалось, они его записывали и пересылали обратно на станцию. Через некоторое время на имя удачливого ловца волн приходила именная открытка.

На отдельном стенде выставлен самый редкий экспонат – единственная в Сибири коллекция ключей Морзе. Старые металлические и новые пластмассовые; ключи, которые использовались в школах для обучения детей азбуке Морзе, другие, не один десяток лет отслужившие на железной дороге…

– А вот этот ключ всегда имели с собой разведчики, – показывает миниатюрный ключик с небольшим проводком и вилочкой Олег Асратян. – Раньше его можно было увидеть только в воинских частях.

Для тех посетителей, которые хотят увидеть работу ключа на практике, в зале установлен действующий телеграфный аппарат, к которому прилагается азбука Морзе. Правда прибор учебный и не соединен с какой-либо сетью, поэтому экскурсоводы шутят – все отбитые сигналы гостей отправятся прямиком во Вселенную.

 

Выставка «Весенние радиоволны» будет работать весь май. Цена билета – 25 рублей.

 

На выставке «Весенние радиоволны» есть уголок 1960-х. Телерадиола «Концерт», маленький диванчик, покрытый клетчатым пледом, журнальный столик, корзиночка с нитками и иголками, духи «Красная Москва» – примерно так выглядела гостиная обычной советской семьи полвека назад. В ней по вечерам собирались не только сами хозяева, но и соседи – смотрели фильмы, общались. Правда, сегодня посидеть на диванчике и посмотреть телерадиолу посетителям выставки вряд ли позволят – экспонат редкий, и включать его нельзя

 

На выставке представлены 52 открытки, которые радиостанции со всего мира высылали радиолюбителям, сумевшим запеленговать их сигнал на самодельный радиоприемник. Одна из них принадлежит радио Ватикана.

  

С помощью таких переносных диктофонов и микрофонов-удочек репортеры прошлого наполняли радиоэфир новостями. На диктофон, подобный этому Reporter R7, в фильме «Бриллиантовая рука» журналист брал интервью у Семена Семеновича Горбункова перед отправкой в круиз

 

Среди этих таксофонных жетонов посетители никак не могут отыскать самый старый – парижский, 1926 года. А вот жетон с надписью «Томск» заметить не так уж трудно

 

ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × один =