Память на свалке

Томич нашел в мусорном баке архив ветерана Великой Отечественной войны

Накануне Дня Победы Сергей Баканов обнаружил во дворе дома по ул. Дзержинского старые документы и фотографии.

– Обратил внимание на торчащие из мусорного бака старые альбомы и папки, из которых были видны фотографии, – вспоминает Сергей. – Рыться в помойке было как-то неловко – вокруг знакомые, соседские дети, и я пошел домой, но мысль об этих снимках не оставляла.

Спустя некоторое время Сергей вернулся к контейнеру и все-таки достал оттуда увесистую кипу документов.

– Взял то, до чего смог дотянуться, принес домой, начал листать… Семь или восемь альбомов, битком набитых фотографиями, начиная годов с 1920-х, блеклых, черно-белых. Много военных снимков, почетные грамоты ветерану Великой Отечественной войны, заслуженному летчику, фотографии личные, семейные, коллективные… Куча снимков с места работы – какого-то авиапредприятия. Испытания истребителей, карты полетов, лица, лица, лица… Все подписано: годы, фамилии, места съемки, – перечисляет Сергей Баканов. – Получается история страны, отрасли, семьи, история человека… Стал думать, что делать с находкой…

Имя владельца архива вычислить было несложно, им оказался бывший военный летчик, участник боев за освобождение Крыма, Донбасса, Латвии, Литвы… С помощью Интернета Сергей установил и место работы – Томское государственное авиапредприятие. Обратился в компанию «ТомскАвиа». Оказалось, там и сейчас работают те, кто помнит летчика-ветерана.

– Это был мой наставник, вместе с ним летали, но, после того как он ушел на пенсию, наша связь, к сожалению, прервалась, – вспомнил заместитель директора по кадрам компании «ТомскАвиа» Анатолий Палько.

Поблагодарив парня за находку, Анатолий Палько передал документы в музей авиапредприятия. В общей массе личных вещей случайно обнаружилась и ценная находка – карта военного Парада Победы в Москве 1945 года.

– Она сохранилась почти целиком, свернутая планшетом, нет всего одного уголка, – с восхищением рассказывает ветеран авиапредприятия и руководитель музея Томского аэропорта Геннадий Обдалов. – Видно, что эту карту смотрели сотни раз, раскладывали, складывали… Я узнал, что такого раритета нет даже в московском музее… Не бойтесь приносить свои находки в музей – они могут оказаться ценным экспонатом.

 

В настоящее время в живых нет ни самого ветерана, ни его жены. Сослуживцы помнят, что сын ветерана, окончивший Омское летное училище, трагически погиб в автокатастрофе еще в 1970-х. Его альбом также оказался среди найденных вещей. Известно, что у ветерана есть еще дети, они живут в других городах и, возможно, ничего не знают о находке. Судя по всему, личные вещи выбросили на свалку новые хозяева квартиры бывшего летчика. Как и почему это случилось, можно только строить догадки.

– Чисто по-человечески я очень благодарен Сергею, ведь он мог просто равнодушно пройти мимо. Он хорошей души человек, побольше бы таких, – с грустью резюмирует Анатолий Палько. – Сейчас ведь люди живут как? Все на бегу, суета… Никто ничего не замечает…

Сергей Баканов (к слову, вовсе не историк, а фотограф) объясняет свой поступок просто:

– Человек, память о нем, коллективная память – все это является частью среды обитания человека, важной составляющей его личности. Кто мы без памяти? Без артефактов, предметов, напоминающих о прошлом? Например, эвакуация. Надо взять (условно) 10 килограммов вещей всего. Кто что возьмет? 9 килограммов продовольствия и топор? Или 5 килограммов все-таки дорогих сердцу фамильных вещей, чтобы было что передать потомкам?.. И в каком случае человек будет достоин своих предков, своей страны? И на чьей стороне правда в конце концов? История показывает – многие умудряются сохранить частички прошлого даже в весьма тяжелых обстоятельствах…

P.S. Об этой истории Сергей написал в своем блоге, редакторы LiveJournal сочли его интересным и добавили в дайджест LJTimes.

 

Карта сохранилась почти целиком, свернутая планшетом, нет всего одного уголка. Такого раритета нет даже в московских музеях…

Сергей Баканов объясняет свой поступок просто: «Кто мы без памяти? Без артефактов, предметов, напоминающих о прошлом?..»

Семь или восемь альбомов, битком набитых фотографиями, начиная с 1920-х годов. Все подписано: годы, фамилии, места съемки – история человека, семьи, страны…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × один =