Трагедия в небе неподалеку от Стрежевого унесла семь жизней
Семеро погибших (шестеро наших земляков и один житель Сургута) – таков итог трагедии, произошедшей 11 июля в Александровском районе. Напомним, в 11.54 по томскому времени самолет Ан-24 авиакомпании «Ангара», выполнявший рейс Томск – Сургут, совершил вынужденную посадку, приводнившись на Оби в 14 км от Стрежевого. На борту находились 33 пассажира, включая двух детей – 2 и 13 лет, и четыре члена экипажа.
О неполадках с самолетом экипаж сообщил на землю за 25 минут до приводнения. Пилоты известили диспетчера о «стружке в двигателе», что на профессиональном сленге означает проблемы с мотором (от попадания в него инородных тел до возгорания). Была дана оперативная команда подготовить для принятия борта посадочную полосу аэропорта Нижневартовска. Однако события в небе разворачивались стремительно: через несколько минут пилот Ан-24 понял, что дотянуть до Нижневартовска не удастся, и принял решение сажать самолет на воду. При посадке хвостовая часть судна отломилась, но вся машина благодаря мастерству пилотов осталась на плаву.
Первую помощь пострадавшим оказывали пилоты и рыбаки, оказавшиеся неподалеку от места происшествия. Вскоре на место прибыли спасатели из Нижневартовска. Тушение пожара заняло час, поиски жертв завершились лишь на следующие сутки. ФОТО: СТВ
Ан нет
После ЧП в Александровском районе Медведев распорядился снять старые самолеты с регулярных рейсов
Спасательная операция
– Первую помощь пострадавшим пассажирам оказывали пилоты, им на подмогу подоспели рыбаки, ставшие невольными свидетелями трагедии, – рассказала «ТВ» Елена Кудасова, руководитель Стрежевского межрайонного следственного отдела (МСО) СУ СК РФ по ТО. – Первым спасли двухлетнего мальчика – он и его мама, к счастью, не пострадали.
Совместными усилиями добровольцы достали почти всех пассажиров.
Однако, отмечает Кудасова, без помощи спасателей пробраться в хвостовой отсек, где, как предполагалось, могли быть пострадавшие или погибшие, было невозможно:
– Дело в том, что когда самолет пошел на приводнение, пилот целенаправленно – для минимизации последствий – задрал корму судна, хвост при этом, естественно, опустился и буквально проброздил речное дно, отчего и произошел разлом. Водолазы, прибывшие на место ЧП и осмотревшие хвостовой отсек, сначала констатировали, что людей в нем нет, и предположили, что пассажиры переместились из него еще при маневрировании и снижении. Однако позже, уже 12 июля, именно в этой части самолета нашли пассажира, числившегося пропавшим без вести.
Печальный итог
Сразу после авиакатастрофы сообщалось о четырех погибших, вскоре стало известно о пятом – его тело достали из реки водолазы. Шестой пострадавший позже скончался в Стрежевской ЦРБ, тело седьмого нашли на следующий день.
Всего в больницу Стрежевого после ЧП доставили 18 человек, девятерых из них направили на лечение в Сургут – амбулаторную помощь они получат там. Четверо пассажиров рейса пока находятся в реанимации ЦРБ. Еще пятерых пострадавших вечером во вторник доставили в больницы Томска.
Разбор полетов
– Пока говорить о причинах произошедшего преждевременно, – замечает Елена Кудасова. – Проведен осмотр места происшествия, выполняются иные первоначальные следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств случившегося. Нам пока не известно, как объясняют произошедшее пилоты: экипаж сразу забрали представители авиакомпании, их будут опрашивать наши коллеги из Нижневартовска.
12 июля в Стрежевой прибыла правительственная комиссия в составе восьми человек и пять специалистов из следственного комитета Западно-Сибирской транспортной прокуратуры. До конца недели эксперты собираются принять техническое решение о том, как поднять самолет из воды.
Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
На борту Ан-24 находились жители ХМАО, ЯМАО и 15 томичей – шестеро из них в списке погибших. Губернатор Виктор Кресс подписал распоряжение выделить семьям погибших по 100 тыс. рублей, выживших – по 50 тыс. рублей (независимо, из какого они региона).
Погибшие:
– Зинаида Голещихина, 1941 г.р.
– Динар Акремович Айданов, 1965 г.р.
– Татьяна Георгиевна Войцеховская, 1957 г.р.
– Александр Васильевич Рогач, 1969 г.р.
– Вячеслав Николаевич Санников, 1974 г.р.
– Евгений Коростелев,1983 г.р.
Тела погибших доставят в Томск 13 июля
Кстати: Запретить «стариков»
Авиапроисшествие в небе неподалеку от Стрежевого произошло на следующий день после трагедии в Татарстане, где затонул теплоход «Булгария». В понедельник президент РФ Дмитрий Медведев, сославшись на предоставленные ему доклады об обоих ЧП, заявил: использование старых машин, техническое состояние которых вызывает вопросы, нужно запретить: «Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, не в меньшей степени относится к Ан-24». Ранее Медведев дал поручение Минтрансу проанализировать вопрос о выводе с 2012 года с регулярных рейсов самолетов Ту-134, теперь это требование распространилось и на Ан-24.
12 июля было обнаружено тело Евгения Коростелева, который считался после ЧП пропавшим без вести. Поисками молодого человека занимались 40 водолазов. Как оказалось, он был придавлен хвостовой частью воздушного судна
ФОТО: СТАНИСЛАВ ПЫТЕЛЬ
Вечером 12 июля в Томск доставили пятерых пострадавших – прямо с самолета машинами скорой помощи их направили в больницы города
ФОТО: МАКСИМ КУЗЬМИН
История Ан-24
1959 г. – первый полет
1962 г. – ввод в эксплуатацию
1962–1979 гг. – выпущено более 1,2 тыс. самолетов
Технические характеристики:
Крейсерская скорость – 450 км/ч
Максимальная скорость – 500 км/ч
Дальность полета – 2,5 тыс. км
Количество пассажиров – до 52 человек
Приводнившийся Ан-24 принадлежит авиакомпании «Ангара», в ее парке с 2007 года. Эксплуатировался порядка 36 лет.
10.10
Самолет Ан-24 рейсом Томск – Сургут отбывает из томского аэропорта. На борту 33 пассажира, 4 члена экипажа. Время в пути – 2,5 часа.
11.29
Пилот сообщает диспетчеру о проблемах в левом двигателе. Аэропорт Нижневартовска в экстренном порядке готовит посадочную полосу.
11.40
Двигатель самолета сильно горит, пилоты решают приводняться, о чем предупреждают диспетчера. Самолет теряет высоту.
11.54
Самолет совершает жесткую посадку на Оби. От удара отрывается хвост. Экипаж и находившиеся поблизости рыбаки вытаскивают пострадавших.
До берега – 15 м, глубина – 2–3 м. Следователи: «Село бы судно на 10 м правее – оно однозначно затонуло бы».