Под знаком деления

Родители девятиклассников волнуются – не заставят ли их детей покинуть школу?

За последнее время в редакцию обратились несколько родителей школьников, окончивших девятый класс. Их рассказы типичны: администрации школ в более или менее жесткой форме пытаются отказать и даже отказывают в приеме в 10-й класс детям с невысокими, а порой и средними государственными итоговыми аттестатами (ГИА).

 

«Вынуждены принять?»

«На последнем родительском собрании в нашем девятом классе школы № 47 завуч заявила, что из 70 с лишним учеников трех выпускных классов будет сформирован один на 25 человек, в который войдут лучшие из лучших. Остальным нужно искать техникумы, училища или другие школы, – написала в «ТВ» одна из читательниц. – Желание администрации понятно – кому хочется работать с недостаточно сильными, которые через два года могут испортить школе результаты ЕГЭ. Но в конце выступления завуча прозвучала фраза, которая вызвала у меня не просто недоумение, но и горечь: «А если кто-то все-таки в августе надумает вернуться, мы будем вынуждены его взять». Вынуждены? А как же конституционное право на образование? Как педагог вообще может такое говорить, когда школа обязана принять пришедшего ученика.

Впрочем, после такого заявления родители действительно в массовом порядке стали искать для детей другие места обучения. И удалились из школы не только «серенькие». И отличники, несмотря на уговоры, пошли в другие учебные заведения…» – завершается письмо.

 

«Не пугаем, а предостерегаем…»

– Мы действительно собираемся сформировать один десятый класс, – сообщила «ТВ» завуч школы № 47 Елена Кнюк. – Но прежде чем принять такое решение, мы провели среди девятиклассников анкетирование и выяснили, что продолжать обучение в школе намерены только 27 человек. Если другие дети за лето передумают, и 1 сентября к нам придут не 27, а, скажем, 33 человека, сформируем два универсальных десятых класса. Мы никого не гоним, просто предостерегаем родителей, что программа сложная – справятся не все. Учителя ведь знают уровень подготовки и могут определить группу риска. Если у ученика есть реальная опасность покинуть школу в десятом классе из-за двоек (согласно законодательству!), зачем ему терять год? И примеры есть: в этом году отчислены четыре человека. А еще одна девочка не допущена к итоговой аттестации за неуспеваемость – пойдет в банковскую школу на базе девяти классов.

Показателей ЕГЭ мы не боимся: контингент детей у нас непростой, и это известно в городе. Из сильных учеников единицы ушли, чтобы готовиться к поступлению в вузы в профильных классах: двое – в Академлицей, один – в Лицей при ТПУ, один – в школу № 16 (с художественным уклоном). Остальные выбрали техникумы.

О письме – я знаю, кто его автор. Возможно, мама неправильно меня поняла…

 

«Отказать не вправе»

«ТВ» попросил прокомментировать ситуацию заместителя начальника департамента образования Томска Виктора Кашпура:

– Нередко родители обращаются и в наш департамент. Все обращения можно условно разделить на два блока. Во-первых, родители хотят уточнить, правильно ли им объяснили правила перевода в 10-й класс. Здесь надо помнить, что существуют универсальные и профильные классы. В универсальные ребенок зачисляется автоматически. В профильные – конкурсный отбор. Во-вторых, педагоги действительно иногда заявляют не самым сильным ученикам: «В 10-й не возьмем!» Возможно, эти слова продиктованы эмоциями, возможно, опытом, дающим уверенность, что данный молодой человек не справится с программой выпускных классов…

Но как бы то ни было, школьная администрация не имеет права отказывать в переводе даже слабому троечнику, пока ученик или его родители не выразят желания оставить учебное заведение. Но в 10-м классе ученика могут отчислить за две двойки по итогам с соблюдением всех необходимых процедур. Если одна двойка, перевод считается условным, и ученик обязан ликвидировать задолженность по предмету. 11-й класс еще жестче: при наличии даже одной отрицательной отметки ученик не допускается до государственной итоговой аттестации.

 

Мысли по поводу

Ирина Астафьева, корреспондент

Когда ЕГЭ еще не было…

– Уже не раз за последние годы пожалела современную школу: и программа сложнее, и требования круче, и от ЕГЭ по полной программе лихорадит и учеников, и учителей. Сама давным-давно заканчивала патриархальную десятилетку – одну из престижных томских школ. Заканчивала не блестяще – проблемы с математикой, физикой, химией давали повод педсовету расстаться со мной после 8-го класса… Спасибо учительнице литературы: убедила коллег дать возможность доучиться и поступать на филфак ТГУ. Спасибо учителям химии и математики за подсказки на выпускных экзаменах – что бы я без них делала?

…Окончила. Поступила в ТГУ. Учеба, оценки – все хорошо. «Технические» школьные дисциплины постепенно забылись как кошмарный сон. Не забылось только понимание и человеческое отношение людей, которые их преподавали. Может, им было легче быть чуткими? Ведь ЕГЭ тогда не было и в зародыше…

 

«Все мы со школьной поры помним фразу: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыпленка: «Цыц!», – пишет читательница «ТВ». – Так учителя русского языка пытались донести до нас понимание того, что в русском нет больше cуществительных, в которых после буквы «ц» стояла бы буква «ы». Ан нет! Оказывается, есть такое слово – «муницЫпальное». Именно так подписали в школе № 47 результаты Г(И)А и выдали девятиклассникам на руки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *