Первый раз – в новый класс

Завтра 1 сентября. Насколько готовы школы к приему учеников и в чем особенности нового учебного года?

О том, что ждет первоклассников, их родителей и учителей с 1 сентября, рассказал на пресс-конференции 29 августа начальник департамента общего образования Томской области Леонид Глок.

На конец прошлой недели принято 350 общеобразовательных учреждений из 389 – это 90%. Приемка продолжается. 19 зданий находятся на капитальном – комплексно-восстановительном – ремонте. Небывалая цифра для Томской области! Требуется обеспечить нормальный тепловой и световой режимы, исключить аварийность отдельных помещений. Эта работа начата еще в 2008 году в рамках проекта модернизации образования. Сперва финансово активно участвовала Федерация, однако со временем помогала все меньше и меньше, и в этом году выделила всего 21 млн рублей. Зато область вложила 250 млн (общая сумма на капремонт из бюджетов всех уровней составила 656 млн рублей). В этом году средств затрачено на 200 млн больше, чем в прошлом.

Кстати, уже сегодня в областном бюджете на 2012 год на ремонт школ предусмотрено 208 млн рублей.

 

Под присмотром ГЛОНАССа

– Как будет осуществляться перевозка школьников?

– Всего в сельской местности и в городе обучается 5 347 человек, которым требуются школьные автобусы. В перевозках было задействовано 203 машины, сегодня исправны 182. Остальные – либо выработали ресурс, либо стоят на ремонте. В этом году мы дополнительно приобретем 19 новых автобусов. Средства – 22 млн рублей – изыскали в федеральном, областном, городском бюджетах. К школьным автобусам предъявляются особые требования: они должны быть оснащены ремнями безопасности, опускающимися ступеньками, системой ГЛОНАСС. (Ее главная функция – наблюдение за автобусом, в какой бы точке он ни находился; контроль осуществляется в том числе и внутри салона).

– Как оцениваете противопожарную и общую безопасность школ?

– Оснащение противопожарной автоматикой стопроцентное. Везде, где необходимо, проведена огнезащитная обработка помещений, капитальный и текущий ремонт электрооборудования. Охрану школ, интернатов, дошкольных учреждений осуществляют отделы вневедомственной охраны, ЧОПы, вахтеры. Во многих городских школах установлены кнопки безопасности.

 

Выбрались из демографической ямы

– Сколько у нас будет учеников и достаточно ли учителей?

– В этом учебном году ожидается около 11 тыс. первоклассников, 7 тыс. одиннадцатиклассников. Демографическую яму мы прошли: если в прошлом году у нас было 98 тыс. школьников, то в этом году мы доросли уже до 100 тысяч (К 2020 году надеемся на 130 тыс. человек).

С педагогическим контингентом особых проблем нет. Единственное узкое место – 17,6% наших педагогов – люди пенсионного возраста. А это означает, что человек в любую минуту может сказать: «Я устал, болею, не могу…», – и директор обязан будет отпустить его на заслуженный отдых даже в середине учебного года. В связи с этим мы рекомендуем муниципалитетам вводить так называемого «резервного учителя». Это специалист, живущий в райцентре, не имеющий постоянной педагогической нагрузки, но получающий 2/3 зарплаты за то, что находится в штатном резерве. Он включается в работу, когда в одной из школ неожиданно открывается вакансия (допустим, заболел кто-то из коллег). Такой специалист должен быть по каждому предмету. Правда, существующим законодательством такая должность не предусмотрена. Но мы будем работать в этом направлении.

 

Воспитать нестандартных

– Много вопросов возникает с введением новых образовательных стандартов в начальной школе. Какие конкретно изменения произойдут, как они должны отразиться на учениках и учителях?

– По каждой предметной области есть три, а иногда и четыре предметных линии, действующих с 1-го по 11-й класс. Все они рекомендованы Минобрнауки. Право учителей и родителей – выбирать. (Один из недавних примеров реализации такого выбора – введение в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Ученик мог изучать православную культуру, исламскую, светскую этику – по желанию.)

Сегодня есть примерная программа, которую предложило министерство. Учитель вправе переработать ее с учетом уровня класса и запросов родителей. Плюс внеурочная деятельность. Это привычные нам школьные кружки. Сюда же войдут дополнительные занятия педагога как с отстающими, так и с одаренными детьми.

– А финансирование? За счет родителей?

– Ни в коем случае! За счет муниципального бюджета. Либо за счет ставок дополнительного образования, перераспределения средств, которые выделены сегодня по субвенциям на образовательную деятельность из областного бюджета.

– Как показывает практика, централизованно выделенных денег всегда не хватает. И начинаются предложения родителям оказать «ежемесячную спонсорскую помощь в конкретном размере».

– Если директор сказал такое, вы имеете право либо отказаться, либо сообщить в вышестоящую инстанцию, например в городской отдел образования.

 

За какие деньги?

– Как будет повышаться зарплата учителям?

– Тридцатипроцентное повышение идет в два этапа: первый состоялся в июне, второй будет в сентябре. Если летом мы повышали ставки – на 6,5%, то осенью увеличится фонд оплаты труда. Это будут так называемые стимулирующие выплаты: кто-то получит 80%, а кто-то и 10% в зависимости от эффективности своего педагогического труда.

 

В этом учебном году в школы Томской области пойдет около 11 тыс. первоклассников. Как говорят в областном департаменте общего образования, демографическую яму регион уже преодолел

 

Леонид Глок, начальник департамента общего образования Томской области

 

Справка «ТВ»

С 1 сентября 2011 года всем первоклассникам предстоит учиться по новым образовательным стандартам, согласно которым школа обязана обеспечить достижение ребенком результатов не только в предметных областях, но и в личностном плане. По окончании начальной школы ученик должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу, овладеть навыками работы с различной информацией. В новом стандарте перечислены материально-технические условия, необходимые для достижения указанных результатов. Закреплена и структура образовательной программы. Школе предложена рекомендованная программа, на основе которой педагогический коллектив формирует свою основную образовательную программу начальной школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *