Что нужно поменять в питании детей в школьных столовых

Виктор Кресс недавно высказался по поводу питания детей в школьных столовых: «Нужно что-то менять, возможно, приходить к полуфабрикатам…» Реплика не осталась без внимания, она обсуждается родителями учащихся и представителями школьного общепита, стала темой для разговора в кругу специалистов контролирующих служб.

Публичное заявление главы области можно расценивать как сигнал намечающихся перемен. Этого, кстати, требует и федеральная власть: санитарные правила еще два года назад обязали регионы организовывать комбинаты школьного питания и приходить к централизации процесса. Ряд регионов, получив федеральную поддержку, уже пошел по этому пути. Томская область в список счастливчиков не попала, поэтому начинает искать свой путь.

 

Многоликая проблема

В 2008 году с поддержкой из федерального бюджета в 14 регионах начался процесс реформирования школьных столовых. Томская область тоже подавала заявку, но в список не попала. В области работают свои программы, предусматривающие укрепление материально-технической базы пищеблоков, но без финансовой помощи ситуацию не переломить.

В Томске на 2009–2011 годы утверждена программа «Здоровое питание детей». За 2009–2010 годы оборудование заменили в 24 школах (всего их 68), однако, по мнению специалистов Роспотребнадзора, этого недостаточно.

– И для города, и для области проблема острая, – подтверждает

представитель областного управления Роспотребнадзора Валентина Каширина

. – Проблема районов: питание дорогое, поскольку централизованной доставки нет, зачастую исходные продукты закупаются в сельских магазинах, что приводит к недостатку норм, порции мизерные. Проблема областного центра: школьников кормят только индивидуальные предприниматели. Я не против бизнеса, но конкуренция в этом сегменте высока, участники организации школьного питания довольно часто меняются. Приходят все новые и новые люди, и можно ли на них положиться, мы не знаем. Учитывая особенности нынешнего законодательства, где бизнес практически неприкосновенен, проконтролировать качество их работы крайне сложно. Только в ходе плановой проверки (раз в три года) или вне плана – если, не дай бог, поступил сигнал об отравлении. Школы проверяем планово раз в год, но опять же – пищеблок посмотреть можем, но без прикосновения к посуде, а на глаз качество питания не проверишь: нужно брать смывы, смотреть микрофлору в салатах, качество термической обработки мясных блюд… Пока нет контроля, в котором организация школьного питания очень нуждается.

 

Превратности закона

Участники школьного общепита говорят: сложно в масштабах города и области рассуждать о качестве школьных обедов и завтраков.

– Согласно 94-ФЗ предприниматель, желая работать в общеобразовательном учреждении, заявляет стоимость контракта. Выигрывает тот, кто предложил более низкую цену, – уточняет

представитель департамента образования Светлана Постникова.

А Валентина Каширина продолжает:

– Исходя из стоимости контракта, которая прошла по конкурсу, предприниматель закупает исходные продукты и, конечно, чтобы уложиться в свой бюджет и хоть что-то заработать, старается найти товары подешевле. А детям желательно масло натуральное, без растительных жиров, молоко лучше бы не сухое.

 

Риски велики

Сейчас рынок школьного питания в Томске делят 19 индивидуальных предпринимателей.

Половина из них меняется как перчатки.

Директор комбината школьного питания «Переменка» Наталья Шнурко

– долгожитель образовательного общепита (работает 13 лет, арендует 20 школьных столовых):

– Трудно в этой сфере работать, у нас нет ощущения стабильности даже на ближайший год. Контракты с нами заключают на три, максимум на шесть месяцев – сегодня вложишься (купишь холодильники, заменишь посуду), а завтра контракта может и не быть. Риски велики. К тому же бюджет за дотационное питание детей рассчитывается не вовремя, и не каждый коммерсант может кормить детей в долг. Мне проще, у меня многопрофильный бизнес (помимо организации питания в школах у Шнурко есть ресторан, турфирма. – Прим. автора), поэтому сама себе одолжить, чего не скажешь о более мелких участниках рынка. Хотя и на моем бизнесе такая однобокая организация школьного общепита сказывается: на комбинате введены две очереди, третью (полуфабрикаты высокой степени готовности) не запускаю: не уверена, что у меня будет возможность вернуть кредит (нужно 10 млн рублей, срок окупаемости – 8–10 лет).

 

Нужен контроль

И все же собеседники единодушны: нужны комбинаты школьного питания, где возможно централизовать процесс приготовления, осуществить контроль (в том числе и за сырьем), запустить плановую витаминизацию блюд.

– Комбинаты призваны не только снизить инвестиции государства в переоборудование школьных пищеблоков, но и сократить общее количество постоянных издержек школьной столовой, максимально стимулировать платежеспособный родительский спрос. А главное – улучшить качество питания учащихся и увеличить общий охват горячим питанием детей и подростков, – уверена Валентина Каширина.

А Наталья Шнурко увидела еще одну грань проблемы:

– Я много езжу по регионам. Мне интересно, кто и как решает эту проблему в России. Так вот, у нас все немного лучше, чем у соседей, где еще кормят детей беляшами, что вообще запрещено. Но на этом Томск и остановился: город (заказчик услуги – департамент образования) не принимает участия в организации питания детей, он самоустранился. Мы сами по себе, власть сама по себе. Но даже я, представляя этот бизнес и, казалось бы, оберегая его от контролирующих служб, выступаю за вмешательство власти, потому что качество детского питания нужно контролировать. При желании власть должна и может влиять и на поставщика питания, и на поставщика сырья. Было бы желание…

 

«Не нужно бояться полуфабрикатов, речь не идет о сосисках, – поясняет Валентина Каширина. – Полуфабрикаты – изделия высокой степени готовности, но которые нуждаются в термической обработке. То есть котлеты, тефтели в сыром виде сделают на комбинате, а приготовят именно в школе»

 

Предпринимателям интересны площади столовых крупных школ (город сдает их в безвозмездную аренду). Так частник получает доступ к двум финансовым ручьям: к бюджетному кошельку – за дотационное питание детей и к родительскому – за тех детей, которым льготное питание не положено. Средний чек в школьных столовых 20 рублей. Участники рынка уверяют, что ежемесячная прибыль (уже за минусом всех издержек) с одного объекта образовательного общепита – 10–15 тыс. рублей.

 

За счет бюджета

На этой неделе в департаменте образования подытожили информацию, предоставленную директорами томских школ. В этом учебном году детей, питающихся за счет бюджета, оказалось на тысячу больше. Год назад нуждающихся было 8 860, нынче 9 771. Эти дети будут получать дотационное питание на сумму 36 рублей в день (21 рубль дает город, 15 рублей – область). В частности, отличилась гимназия № 1: рост с 212 нуждающихся до 297 детей.

В департаменте пояснили: число семей, где нет возможности дать ребенку денег на питание, пошло в рост по двум причинам. Первая – оптимизировали систему выдачи справок, и теперь родителям, признанным малоимущими, не нужно подтверждать статус, достаточно написать заявление в школе (если семья есть в базе соцзащиты, в департамент образования придет подтверждение). Вторая причина – доходы ряда семей действительно стали скромнее.

 

Раньше было лучше

За последние годы в стране, согласно данным РАМН, зафиксировано ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками 1970-х годов. Неправильное или неполноценное горячее питание детей и подростков отмечено как основной и самый мощный фактор, разрушающий здоровье.

Работа над ошибками

В номере «ТВ» от 12 октября в материале «Рецепт на завтрак» слова директора комбината школьного питания «Переменка» Натальи Шнурко были воспроизведены не дословно, а в усеченном варианте, от чего, с точки зрения Натальи Александровны, произошло частичное искажение сути сказанного.

В публикации со ссылкой на Шнурко написано: «К тому же бюджет за дотационное питание детей рассчитывается не вовремя. Не каждый коммерсант может кормить детей в долг». Далее директор комбината поясняла: «Бюджетные средства за питание детей поступают в течение 20 дней после оказания услуги, как и прописано в муниципальном контракте. Задержек по оплате нет». «Претензий к власти у меня нет», – считает необходимым добавить Наталья Шнурко.

Неточной Шнурко считает еще одну реплику: «Департамент образования самоустранился. Мы сами по себе, власть сама по себе. Но даже я, представляя этот бизнес и, казалось бы, оберегая его от контролирующих служб, выступаю за вмешательство власти, потому что качество детского питания нужно контролировать. При желании власть должна и может влиять и на поставщика питания, и на поставщика сырья».

После публикации директор комбината решила конкретизировать свою позицию: «У меня нет упреков в адрес конкретного заказчика – департамента образования, ведь заказчик действует в рамках существующего федерального законодательства, которое фактически лишило региональную власть функций контроля».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 15 =