22 июня 2014 года совершается празднование Дня всех российских святых

Олеся Мазалова

76245

Кто такие святые? Обладали ли они сверхспособностями? Почему им молятся и верят в их помощь?

«Огородная» притча

Священное Писание хранит интересную притчу, рассказанную самим Христом. Она, несмотря на давность, понятна каждому огороднику. Притча повествует о человеке, который занимался посевом, и когда он сеял, некоторые семена упали на дорогу, другие – среди камней, третьи упали в заросли бурьяна, а четвертые – на вспаханную землю. В этих образах кроется духовный смысл: таким же различным образом воспринимают евангельские слова и Божии заповеди сердца разных людей. Одним они безразличны, другим неприятны, третьи – послушали и забыли. А четвертые? Они стали жить согласно им.

Жития святых часто представляют собой приглаженный благочестивой традицией рассказ, из которого может сложиться иллюзорное впечатление, словно эти люди были какими-то другими, как будто бы и вовсе не людьми, а светлыми ангелами. Но важно помнить, что святые проходили те же трудности и беды, что и все мы, даже монахи-отшельники. Ведь самая большая трудность кроется не вне, а внутри самого человека. Если кто-то желает попробовать не завидовать хотя бы день, не осуждать хотя бы полдня и хоть раз в жизни по-настоящему простить своих обидчиков, наверняка убедится в вышесказанном.

Кто-то возразит: «Но ведь это были святые. Им дал Бог такими родиться, мы-то другие, грешные». Однако это не так. Святые не были безгрешными, как это часто представляется, но были теми, кто больше всего потрудился, чтобы, находясь в тисках своей греховности, преодолеть ее и научиться любви к Богу и людям. Оставаясь, что называется, людьми, они убегали от тщеславия, прощали обидчиков, помогали нуждающимся, были честны, почитали родителей, проявляли милосердие и любовь к каждому, кого встречали, были верны Богу и Отечеству своему, старались поступать во всем по совести и Евангелию. Многими трудами, покаянием, молитвами и постами, борьбой со своими грехами обрели они свойственную им духовную притягательность и красоту. Совершенно справедливо, что к этим праведникам за советом и помощью ехали по разбитым дорогам государства российского со всех его уголков.

Достаточно вспомнить святого праведного Иоанна Кронштадтского, жившего в России около 100 лет назад. С этим всероссийским батюшкой, как называли его современники, была лично знакома каждая третья российская семья – так много обращалось к нему народа: и знати, и бедняков.

Подобных святому Иоанну Кронштадтскому Русская земля взрастила великое множество. В богослужебных текстах перечень имен русских святых занимает около тридцати (!) страниц. Еще большее их число остались безызвестными.

Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только знатных людей, князей, архиереев, монахов. Последних среди них действительно больше всего. Но вместе с тем святыми становились подвижники разных возрастов и сословий, как мужчины, так и женщины. Духовной подвиг сокровенен, только Бог его видит и знает.

Однажды, когда святой Макарий молился, он услышал голос, который сказал ему: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в ближайшем городе». Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в указанный город. Найдя дом, где жили эти две женщины, он попросил их рассказать о своей жизни. «Мы не были родственницами, но потом вышли замуж за двух родных братьев и вот уже 15 лет живем все вместе в одном доме. За время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собой», – ответили подвижницы.

Вдали от мира…

О святых говорят: «Далекие от мира, но близкие к Богу». В безмолвии и удаленности от мирской суеты они, как никто другой ощущали, что наш мир тленный, падший, поврежденный. И потому душой своей они были устремлены к Небесному Царству, вечному, вслед за словами Христа: «Собирайте себе сокровища на Небесах». Эти духовные сокровища собирали они праведной и святой жизнью, исполняя заповеди Божии.

В борьбе со своими грехами святые подвижники стяжали благодать Святого Духа и обретали духовную силу. По их молитвам совершено неисчислимое множество чудес. Многие из них приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ, и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу. Они не только просили, но и требовали, так как были сильны Божиим духом, и князья слушали их. Таким образом, жизнь русских святых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, они являются славой и достоянием нашей страны.

…но близкие к нам

Благодаря им в полном смысле слова сохранилось и живет наше государство. Вспомнить хотя бы благословение преподобным Сергием Радонежским московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и тот духовный и культурный импульс, который послужил к обретению единства и возрождению Руси. Ученики преподобного Сергия создали по всей России монастыри, которые, как известно, стали центрами духовности и просвещения.

Святой князь Александр

Невский во время монголо-татарского ига много раз путешествовал в Орду и своей кротостью и смирением смягчал требования татарского хана, испрашивая милости для своего народа, не имеющего тогда силы дать военный отпор.

Святой Серафим Саровский оказал столько помощи страждущим и скорбящим, что не удастся перечесть.

Святая благоверная княгиня-мученица Елизавета Феодоровна основала Марфо-Мариинскую общину, заботящуюся о немощных людях.

Читая жития святых угодников Божиих, не верится, как много может сотворить один человек! Праведный человек.

Русские святые близки к нам. Близки и по духу, и по крови, являясь в буквальном смысле нашими родственниками. Они вышли из нашей среды, выросли в наших селах и городах. Последние по времени святые – новомученики и исповедники российские – жили сравнительно недавно, и у большинства из них еще есть живые родственники – дети, внуки, племянники и ученики. С ними молились, беседовали, трудились, память о них еще свежа.

Новомученики

После 1917 года началась эпоха массового мученичества. Каждый мирянин, священник, а тем более архиерей должны были быть готовыми идти на смерть за свою веру. Сотни тысяч священнослужителей были расстреляны в жестокие 30-е годы ХХ столетия, их дети и родственники сосланы в лагеря и тюрьмы. Редкая русская семья не изведала этого горя…

Но литургии продолжали совершаться и в лагерях, и в коммунальных квартирах. Появлялись подпольные храмы, катакомбные монастыри. В сложнейших полулегальных и нелегальных условиях шла подготовка новых священнослужителей. Как не назвать подвигом все это?

Остается добавить, что российские новомученики страдали не за абстрактную веру, но прежде всего за Церковь Христову, за веру евангельскую. Выдержав десятилетия гонений, Русская Церковь сохранилась. Ее святые – ее сила и достояние.

Молитва и пример

Профессор и священник Глеб Каледа писал: «С кого нам брать примеры отношения к миру и Церкви, как не с наших русских святых? К кому нам обращаться за молитвенной помощью в годы нестроений, народных бедствий, как не к нашим святым соотечественникам? У кого нам учиться вере, надежде, любви, терпению и христианскому мужеству, как не у святых нашей земли?»

Само сердце человеческое тянется к ним. Святые праведники и сейчас слышат молитвы, обращенные к ним.

Внимательное отношение к празднику, в который вспоминаются все святые, в земле Российской просиявшие, обращает прежде всего взор к собственной жизни: как мы ее прожили или проживаем.

«Мы должны себя перерасти, из малых стать великими. Мы призваны вырасти в полную меру того, что Господь задумал о каждом из нас, как выросли в свою меру те святые, которые глубоко приняли в сердце Евангелие и прожили согласно ему», – писал митрополит Антоний Сурожский.

Возможно ли соблюсти те или иные заповеди? На примере святых видим – да, возможно. Они же будут верными помощниками желающим идти праведным путем.

Все святые земли Русской, молите Бога о нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 2 =