Ещё неделю назад ассортимент этого торгового павильона на ул. Кулагина был вполне типичен — на полках стоял в том числе и алкоголь. Но от этой востребованной продукции предприниматели вынужденно отказались.

За текущий месяц в Томске закрылось не менее 40 небольших магазинов: законопослушные предприниматели вынужденно прекращают деятельность торговой точки, размышляя, как переформатировать объект, или просто продают площади.

 Финансово просели

Столь резкие движения на рынке повлекла серия изменений в федеральном законодательстве: вслед за ограничением временных рамок (запрет на продажу спиртного с 22.00 до 10.00, что, говорят, не ударило по рынку) с 1 января 2013 года в силу вступили новые правила торговли: в нестационарных объектах, без фундамента и документов на землю, запрещена даже реализация пива. По официальным данным, в Томске право на продажу спиртного потеряли около 200 павильонов.

– Финансово просели, – охарактеризовала ситуацию предприниматель Ольга Павловская, владелица небольшого торгового павильона на Иркутском тракте. – Продажа пива – это же почти 30% выручки… Не знаю, сколько протянем без спиртного. У кого по три-четыре продавца, сокращают коллектив – единственный вариант подтянуть экономику.

По оценке поставщиков, которые ежедневно занимаются доставкой товаров по торговым точкам, с начала года в Томске закрылось уже около 50 магазинов и торговых павильонов: «Каждый день узнаем, что кто-то прекратил существование или вот-вот остановит свою деятельность».

– С 11 января предпринимателей уведомили, в каких именно объектах они не имеют права вести торговлю спиртосодержащей продукцией, с тех пор магазинчики стали закрываться, – говорит о тенденциях супервайзер компании «Томское пиво» Светлана Шинкевич. – По нашим наблюдениям, 30 павильонов уже закрылись: финансово не вытягивают без алкогольного ассортимента, еще 30–40 балансируют на грани. При этом надо понимать, что эти данные неполные: не только «Томское пиво» поставляет продукцию в розничную сеть – мы охватываем примерно 50% рынка.

Перераспределение и нелегалы

При этом производители отмечают, что сокращение объектов торговли не повлекло за собой уменьшения объемов выпускаемой продукции. И этому, говорят эксперты, есть объяснение:

– На рынке наблюдается перераспределение: раньше многие потребители покупали спиртное в павильонах шаговой доступности, теперь все чаще и уже вынужденно – в торговых сетях, которые, в свою очередь, демонстрируют стремительное развитие – динамично наращивают сеть, активно идут в села области, – поясняет Светлана Шинкевич.

– Как показывает анализ рынка, законопослушные предприниматели закрывают магазины и ищут другие ниши, но большинство торговых объектов по-прежнему продают спиртное, только уже нелегально, – отметила председатель городского комитета развития потребительского рынка Ирина Гаммершмидт. – На этой неделе мы передали два обращения в УМВД по ТО с просьбой активнее работать с такими коммерсантами, поскольку только полицейские имеют право применять меры административного воздействия. Проверки, в том числе с участием полицейских, в Томске уже начались.

Долгое эхо

Как рассказала Ирина Гаммершмидт, сейчас розница (торговые сети в том числе), а также объекты общепита находятся в ожидании еще одного «алкогольного» нововведения: согласно постановлению правительства муниципалитеты сами определяют, на каком расстоянии от социальных объектов (школы, сады, больницы) можно торговать спиртосодержащими напитками и сигаретами. Весной эти правила будут обнародованы, и предпринимательские ряды еще поредеют.

Есть и другие новшества в сфере алкогольной продукции, которые с точки зрения бизнеса тоже серьезно аукнутся, но немногим позже. В этом Аланбек Коцоев, директор ООО «Братья Коцоевы», не сомневается:

– С нового года введен минимальный порог на самый народный продукт – водку. Теперь она не может стоить менее 170 рублей. В январе потребители особого роста цен на сорокаградусную не заметили, но лишь потому, что мы распродавали запасы. В январе получили новую продукцию, и вот ценник уже совсем другой. Подорожание очевидно: водка в среднем стоит от 200 руб-лей и выше. Покупательская активность уже совсем иная. К чему это приведет? Люди пить меньше не станут (Россия подобные запреты уже проходила), увы, опять в рост пойдет черный рынок, что в будущем скажется на здоровье населения. А вот поступления в бюджет сократятся – за счет акцизов, ведь по количеству водки продадим меньше. Также сокращение объемов продаж неизбежно приведет к сокращению торговых площадей и коллективов.

 

Торговый павильон на остановке «Улица Льва Толстого». Еще пару недель назад это был типовой магазинчик, где можно было купить хлеб, сладости, сигареты и пиво. Сначала владельцу торговой точки составила жесткую конкуренцию «Мария-Ра», а затем новые правила торговли и вовсе вынудили собственника павильона продать его цветочной компании

Владельцы продуктовых магазинчиков продают площади, в основном под торговлю цветами: по оценке участников рынка, этот сегмент с начала года вырос в Томске на 10% и набирает обороты.

Инна Прудникова, павильон на Степановке: «Около года назад неподалеку открылся «Быстроном», и наша выручка сократилась на 15%. Как только перестали продавать спиртное, объем продаж сократился на 40%, ведь дело не только в пиве, но и в сопутствующих товарах, в основном снековой продукции, закусках»

 

Шаги «осушения» павильонов

  • 1 Запрет продажи крепких алкогольных напитков в нестационарных объектах.
  • 2 Запрет на реализацию в таких объектах торговли напитков крепостью свыше 16,5%.
  • 3 Запрет на продажу слабоалкогольных напитков (пиво, коктейли).
  • 4 Запрет продажи любого спиртного в нестационарных павильонах и стационарных магазинах площадью менее50 кв. м.

КСТАТИ

Неисполнение новых правил торговли спиртным влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 4 до  5 тыс. рублей с конфискацией продукции; на юридических лиц – от  40 до 50 тыс. рублей с конфискацией продукции (гл. 14 КоАП от 30.12.2001). Проверки объектов розничной торговли уже начались.

2 комментария

  1. Конечно, что-то нужно делать по выводу российского населения из «запоя».
    Чиновники пока могут только административными методами воздействовать. Повышение цены спиртного, уменьшая мест продажи и пр. Решение проблемы по уменьшению спирто потребления задача комплексная. Может что и получится. Поживем увидим. Последние , Горбачевские не обдуманные действия по уничтожению промышленности по производству вино-водки стали в один ряд с другими действиями приведшими к развалу СССР.
    Если вспомнить что бутылка водки в то время стоила около 3 руб (Около 15 булок хлеба по 1 кг.) , то сейчас 1 бутылка водки должна стоить около 450 руб. Так что сегодня этот не очень важный продукт для здорового образа жизни( водка) стоит дешево.

  2. ЧТО ТОЛКУ ПРИХОДЯТ ШТРАФУЮТ.НО МАГАЗИН РАБОТАЕТ ДАЛЬШЕ ПРОДАЕТ СПИРТНЫЕ НАПИТКИ КРУГЛОСУТОЧНО И ВСЕ НЕ ТОЧТО ИДУТ ТУДА . А БЕГУТ!МАГАЗИН НАХОДИТСЯ ПО АДРЕСУ . УЛ.ЛЕБЕДЕВА87 «афалина». примите меры закройте его!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + = 28