Мнение
31.08.2018

5 баллов или 100?

Статей на сайте: 16444

В Рособрнадзоре и в профильных министерствах обсуждают возможность отказа от пятибалльной системы оценок в школах. Инициаторы идеи считают, что существующая система оценки качества образования устарела и на смену ей должна прийти новая. Например, 12-балльная, ее разработал Центр мониторинга Института образования НИУ ВШЭ, или даже 100-балльная. Но разработчики признают, что пока к этому не готовы учителя, они не владеют современными методиками оценивания. Что по этому поводу думают в Томске?

 

А кто инициатор?

Владимир Зятнин, директор школы № 4 Томска.

– Я работаю в образовании почти 40 лет, из них 21 год – директором, и на моей памяти пересмотреть систему оценок пытались не раз. Последний – когда вводили ЕГЭ и предложили перейти на 100-балльную систему. Так что эта тема муссируется постоянно, а мой подход к ней такой: кому и зачем это нужно?

В образовательном процессе есть три основных участника: ученик, учитель, родитель. Так кто выходит с инициативой? Учителя? Нет. Родители? Их совсем иное волнует. Вот звонит мне на днях родительница и возмущается, что сейчас так много современных технологий общения – WhatsApp, Viber, СМС и т.д., а классная руководительница не пользуется ими, не общается с родителями. Вот это я понимаю, запрос идет снизу, и на него надо реагировать. Ученики? Они заняты совсем другим. Так какой из трех сторон эта инициатива востребована? Никакой. Сидят какие-то специалисты вне школы и рассуждают: пятибалльная система оценок не оправдала себя, давайте предложим что-то новое. Можно, конечно, и 12-балльную систему вводить, и 100-балльную, я с нею, кстати, неплохо знаком, но что это принципиально меняет?

Я, конечно, может, и ретроград, но всё же против, чтобы инициативы насаждались извне. Хочет школа попробовать – пусть пробует. Но я против всяких экспериментов над школой, а сколько их уже было! И двенадцатилетка, и обязательное обучение шахматам, теперь робототехника, которую чуть ли не с детского сада насаждают. Школа – стабильная система и славна тем, что, как говорят, волны гасят ветер. Все эти инициативы – от лукавого, они не дают качества образования. В идеале ведь задача школы – не оценить ребенка, а создать такие условия, при которых бы его ценили.

Кстати, предложения вообще отказаться от оценок тоже были. Но тогда забеспокоились сами родители: а как мы будем знать, справляется ребенок с заданиями или нет? Или давайте вспомним моду на воспитание по доктору Споку, когда отменялись все ограничения. Сейчас выросло это поколение, и не только родители, но и работодатели хватаются за голову: неуправляемые. Так что какая-то шкала ценностей должна быть.

Инициаторы ссылаются на то, что пятибалльная система устарела, мол, единиц никто не ставит, значит, она, по сути, четырехбалльная. Ну да, если два – это плохо, то единица – совсем плохо, велика ли разница? Но стоит ли ради этого что-то принципиально менять? Школа веками живет на этой шкале оценок. Кто-то еще предлагает и плюсы с минусами добавить, но ведь и это мы проходили.

Я готов дебатировать на эту тему. Есть инициативы, которые вызваны веянием времени, и я готов их поддержать, но эти не вызваны ничем. О них говорят сто лет. Это мне напоминает метания депутатов, когда они гоняют стрелки часов туда-сюда. То коровы недоспят, то коровы переспят… В любой идее должен быть смысл, в этой я его не вижу.

 

Оценки вводят в заблуждение

Владимир Барышев, родитель

– Я решительно против не только пятибалльной, а любой балльной системы оценок как таковой. Это как у Булгакова: «Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

Так же и со знаниями. Они или есть, или их нет.

На мой взгляд, в школе достаточно записи «Курс прослушан». А вот при поступлении в профессиональное учебное заведение абитуриент сдает вступительные экзамены, где показывает свою готовность получать знания для будущей профессии.

Балльная система также вводит в заблуждение и учащегося. У многих обучающихся возникает иллюзия, что они, зарабатывая тройки, четверки, пятерки, к окончанию школы имеют набор знаний, необходимый для получения высшего профессионального образования.

Меня больше волнует вопрос цели образования. В недалеком прошлом образование было направлено на создание человека-творца. Отсюда и достаточно широкая школьная программа. А сегодня создается общество потребления. Ну зачем потребителю теорема Пифагора или понятие «производная функция»? Но это так, просто замечание…

Меня оценки вообще не волнуют, я хочу знать, усвоил мой сын материал или нет.

По поводу оценок переживает моя жена. Она считает, что добиться объективности оценок трудно. Тем более что нынешняя система обучения отличается от той, которую проходили в свое время мы. Ведь раньше каждый новый урок начинался с закрепления предыдущего материала, сейчас этого нет. Обучение происходит по ускоренным программам, учителя торопятся всё успеть, соответственно, и дети особо не усердствуют. Лишь бы тройка, а там можно перейти в другой класс.

 

Счастью нельза поставить оценку

Олег Козубенко, программный директор школы неформального образования для старшеклассников «Резонанс»

– Я противник любой оценочной шкалы, потому что желание учеников хорошо знать предмет должно базироваться не на формальных критериях и страхе наказания, а на живом интересе. У нас в частной школе «Резонанс» ситуация с оценками будет двоякая. Количественно учителя не будут оценивать учеников: не будет ни двоек, ни пятерок, ни синих, ни красных квадратиков – ничего. Но учителя будут вести классный дневник и отмечать в нем учебные достижения и проблемы детей, снабжая их подробными комментариями для самих детей: вот это ты решаешь, а вот это нет, вот это знаешь, а этого не знаешь.

Кроме того, нашим ребятам внешнюю оценку все равно поставит обычная школа. По закону все дети, перешедшие на семейную форму образования (а наша школа занимается как раз с такими детьми), обязаны один раз в четверть или в полугодие сдавать контрольные работы, тесты, зачеты в муниципальной школе прикрепления. Но пусть это будет внешней оценкой, экспертной, но на этом не будут строиться отношения «учитель – ученик» внутри нашей школы.

Мы устранили оценки, чтобы избежать огромной проблемы подавляющего большинства частных школ, когда родители, отдавая свое чадо в дорогую «камеру хранения», просто «покупают» оценки, а дети остаются невежественными. Все эти двойки-пятерки превратились в элемент дурной игры взрослых со взрослыми и собственными детьми. Оценки сегодня – это повод для семейного кнута и пряника, санкций или поощрений. Мы же строим школу неформального образования, в которой работает принцип субъектности. Невозможно выстраивать с ребенком исключительно отношения прямого влияния. Мы считаем, что очень важный навык – умение взаимодействовать. С самим собой, с людьми, с миром. Понимать механизмы взаимодействия, учиться им, применять, находить новые. И это совсем не равно индивидуальному подходу, который подразумевает некое особое знание взрослого, какой нужен подход к каждому ребенку. Это позволяет сконструировать в современных старшеклассниках ценностные установки, внутреннее «надо».

Мы разговариваем на вступительных собеседованиях с нашими будущими учениками и видим, что этого внутреннего, осознанного «надо» в них часто нет. Есть «надо», которое извне заложили родители или учителя: надо учиться, чтобы поступить в университет, надо поступить в университет, чтобы найти высокооплачиваемую работу, надо найти такую работу, чтобы… и так далее. А зачем это надо ему лично, старшеклассник не понимает. В результате процесс обучения в школе становится формальным, а сама школа – просто каким-то подготовительным этапом к вузу. Вспомните свою школу, в которой были друзья, песни под гитару, споры, ошибки и разочарования, счастье и первые победы, какие-то совместные дела, из-за чего в школу хотелось идти. В школе проходило наше счастливое детство, а нынешний стандартный педагог в стандартной школе считает, что детство – это какой-то ненужный, нежелательный этап жизни, который надо побыстрее преодолеть. Мы хотим, чтобы в школе было детство. Чтобы в школу ходили с охотой, бесстрашно, чтобы проводить время с учителями, общаться с умными людьми, не бояться оценок и, самое главное, становиться не только умным, но и счастливым человеком.

Материалы полосы подготовила Нина Губская

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 58 = 67